Телевизор «Ихтиозавр» (2016)
Декабрь 24, 2016
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Телевизор «Ихтиозавр» (2016)

Новый диск непримиримой питерской группы – почти сольная работа лидера «ТВ» Михаила Борзыкина. Музыкант и раньше записывался в одиночестве, совершенствуя навыки отшельника и мизантропа – на «Ихтиозавре», кроме клавишных Михаила, можно услышать только гитару Сергея Сивицкого. Умение Борзыкина творить в этих условиях развивается, музыкально альбом весьма хорош. Его стиль – «классическая» новая волна, звук прозрачный, чёткий и ясный – мастеринг фонограммы делался в Германии.

Тема релиза – мечта о независимости древнего ящера, парящего в водной толще – свободного и недоброго, мечта о беспрепятственном движении и прячущихся под коряги «неправильных» окружающих. Образ сильный, что и говорить. Борзыкин, получается, хочет быть Ихтиозавром. Напрашиваются сравнения с «Человеком-амфибией», но шедевр советского кино и литературы Михаил называет лишь одной из ассоциаций. Персонаж-Ихтиандр тоже бросался в бой с сильными мирами сего, не глядя на обстоятельства, но выжил благодаря поддержке не менее сильных, и главное – благодаря любви. С ней на диске труднее, поэтому символом останется доисторический ящер.

С содержанием «Ихтиозавра» сложнее. Альбом поначалу ожидаемо протестный, потом внезапно расслабленный. За расслабление отвечают безумный тунец (почти кэрроловский персонаж), попугай, две барракуды и прочая подводная мелочь. Начинаясь, как эскапистская электронная нью-вейв-романтика, «Ихтиозавр» пускает критические стрелы в сторону Рублёвки и воров за её заборами. «Революция насекомых», «истерика свиноматок», «красный снег», «рваные погоны» и другие образы – словно из репортажа о будущем, которое пророчит певец. Получается известный по 80-м «колбасный рок», и альбом становится его вершиной. Достигнута граница, мысли и идеи упёрлись в эмоциональный потолок. Шагом к примирению диск не станет, и, наобещав присутствующим кары господни и ужасы земные, лирический герой плывёт… с Востока на Запад. «Ноу комментс», как говорится на этом самом Западе.

Диск при первом взгляде на обложку кажется милым и прохладным, но он агрессивен и пессимистичен. Телевизор на ней, по мнению Борзыкина, выглядит нелепо, как символ неуместности, и не случайно там, где делалось фото, родилась идея песни «Джунгли возьмут своё». Борзыкин не говорит ничего, что не звучало бы на протестных митингах и в профильных СМИ. Этим альбом отличается от рок-лозунгов «Телевизора» 80-х, которые удивляли и злили противника. Сейчас времена, когда можно высказаться – громко и вслух. Эту возможность необходимо использовать и сохранить. А Борзыкин по-прежнему вызывает уважение поэтичным и болезненным, остро рок-н-ролльным пониманием реальности. «Телевизор» же, конечно, под воду не ушёл, но ощущение излишней суеты на поверхности оставил.

InRock
7 из 10
Общее впечатление

new wave/russian rock 7/10
"Геометрия"
Рецензия опубликована в InRock #77

7

Рекомендовано к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков