Queen «A Night At The Odeon» (Live, 1975/2016)
Сентябрь 14, 2016
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Queen «A Night At The Odeon» (Live, 1975/2016)

Название немного обманывает. Концерт записан в рождественский сочельник, 24 декабря 1975 года, в Лондоне под афишей «A Night At The Opera», она приводится и в буклете, но концерт прошёл в «Hammersmith Odeon» – зале вполне пафосном, но вовсе не оперном. Группа, тогда ещё не бывшая суперзвёздной, представляла свой новый, во многом экспериментальный альбом, которому суждено было стать знаком времени, символом стиля и недостижимым до сих пор эталоном прогрессивного и творческого подхода к музыке. И по насыщенности образов, игре стилей, и по гармоничности их сочетаний, и по психологическим, и по аранжировочным находкам.
Главная приманка концерта – ранняя «живая» запись «Bohemian Rhapsody», звучавшая скромно – всего пару минут, без хоров и развития. Кроме неё, новый на тот момент альбом представляет только одна вещь, гимн «God Save The Queen». Эмоции же создаются более привычными лондонцам 1975 года композициями – «Killer Queen» и «The March Of The Black Queen». Слово «королева» тут обыгрывается максимально, но затем звучит реприза «Богемской рапсодии» – группа собирает сюиту. «Рапсодия» же, долгие годы воспринимаемая как вершина аудиоискусства, была, оказывается, связующим звеном, мостиком между эпохами в музыке группы и лабораторией идей. Самая же развёрнутая вещь на этом концерте – «Liar».
На альбоме ещё много важного и нужного. «Seven Seas of Rhye», «See What A Fool I’ve Been», которые не появлялись на концертниках Queen «Live Killers» и «Live At Wembley ’86», как и многие вещи того времени. Или, скажем, роскошная «In The Lap Of The Gods… Revisited». Среди редкостей также кавер «Big Spender» и бисайд «See What A Fool I’ve Been». Это делает альбом особенным.
Обложку диска можно смело выставлять на конкурс худших, но всё остальное – прекрасно. Совсем не вредно послушать в исполнении Фредди Меркюри стандартное попурри древних рок-н-роллов «Jailhouse Rock» и «Be Bop A Lula». У Фредди в голосе звучит сталь, он в идеальной форме, молод и напорист. В гитаре Брайана Мэя – невыразимый рок, количество гитарных «игр» чрезвычайно велико, даже специальный трек «Guitar Solo» имеется. Всё это, как и барабанное соло Роджера Тейлора в «Keep Yourself Alive», объясняет сполна, почему группу относили к хард-року. Позднее это вызывало некоторое удивление. И смешная эпохальная приписка «No Synthesizers» тут тоже есть. Джон Дикон же ожидаемо скромен и необходим.
Первым из дискографии группы мне довелось услышать именно «A Night At The Opera» и, в то бодрое и диковатое время пышность и жонглирование, игра ритмами и настроениями даже несколько раздражали. Миру тогда хотелось панка, и мир напросился. Альбом же выразил идею прогрессива, доведя её до предела массовости. Понимание же театральности и драматургичности «Ночи в опере», осознание величия альбома пришло не сразу. Новый концертник не просто напоминает минувшее, он дышит жизнью и временем.

Рейтинг InRock
9 из 10
Общее впечатление

hard/ glam rock 9/10
Universal Music
Рецензия опубликована в #75

9

Обязательно к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков