Фил Лэнзон (Uriah Heep): Не дождетесь!
Январь 27, 2014
Игорь Швейцер (54 статей)
Поделиться

Фил Лэнзон (Uriah Heep): Не дождетесь!

Клавишник и автор песен Фил Лэнзон – один из ключевых участников современного состава Uriah Heep. Главный творческий партнер лидера группы Мика Бокса на протяжении последних 25 с лишним лет, первоклассный клавишник и неплохой бэк-вокалист, он всё это время пребывает в тени, и не совсем заслуженно.

Можете смеяться, но на этом месте и должно было быть интервью… с Миком Боксом! С гитаристом британской рок-легенды мне как раз удалось познакомиться поближе в этом году, и ощущения были самые положительные. Не сомневаясь, что Мик запомнил нашу встречу в Падуе (а мы, будучи представленными друг другу не кем-нибудь, а Джоном Лотоном, немного пообщались в неформальной обстановке как до концерта, так и после), я пропустил вперед более молодых коллег, для которых встреча с Боксом была явно куда более волнительным моментом… и был за это «наказан». Мик, когда я к нему подошел, сказал (явно ничем не давая понять, что знаком со мной), что принял меня за собирателя автографов, и сейчас уже не может беседовать, ибо должен разминаться перед концертом. В подтверждение кудесник «квакушки» тут же начал «гонять» гаммы и арпеджио на своем черном именном инструменте по имени «Карпарелли», не подключая его никуда. Уже потом вспомнилась история про память, над которой чуть не до упаду смеялись сами Бокс и Лотон. Диалог был примерно таким. Джон: «Представляешь, Мик, вот Игорь, он журналист и много раз общался с Хенсли, но недавно после концерта Кен не узнал его». Мик: «Ха-ха-ха, да чего от этого Хенсли еще ожидать?» Что ж, теперь я больше знаю о том, от кого чего ожидать, и что плохая память – видимо, неизбежный спутник всех немолодых знаменитых рокеров. А может, и не в памяти дело. Да не суть. Ведь мы знаем, что нет таких недостатков, которые нельзя было бы обратить в преимущества. Поэтому, последовав совету Бокса, я переключил свое внимание на Фила Лэнзона, в отличие от Бокса не тренировавшего пальцы, а спокойно попивавшего темного «Козла» из жестяной банки. Получилась вполне содержательная беседа, из которой было ясно, что Фил в Uriah Heep – участник не менее важный, чем Мик Бокс.

Первый вопрос, Фил, не из числа веселых: как Uriah Heep пережили смерть одного из старожилов – Тревора Болдера?
Наши чувства можно описать одним словом – опустошение. Узнав в начале года о болезни Тревора, мы надеялись на лучшее. Да, очень беспокоились, что же будет дальше, и в какой-то момент казалось, что всё налаживается. Он чувствовал себя хорошо, начал выходить на улицу, делать упражнения, и мы подумали про себя: «Хорошее начало, похоже, Тревор сможет присоединиться к нам через несколько месяцев». Но потом были произведены очередные анализы, выявились новые проблемы, и с этих пор обнадеживающего было уже мало, всё потихоньку покатилось под гору. В итоге мы ничего поделать не смогли, рак оказался победителем.
Горькая правда, к сожалению. Теперь в группе играет Дэйви Риммер. Является ли он уже полноправным членом группы, ощущает ли коллектив Uriah Heep c ним пусть и не как с Тревором, но всё равно – единым целым?
Это всегда сложно – примерить на себя чужую роль, занять место другого человека. Но пока что мы очень плодотворно работаем с Дэйвом, он делает всё, что мы хотим от него. Ему еще есть над чем трудиться, но с течением времени, особенно по ходу работы над новым материалом, будет виднее. Уверен, всё у нас с ним получится хорошо.

Как известно, Тревор немного сочинял, и, возможно, какие-то из его песен попадут и на следующий альбом? Осталось ли какое-либо неопубликованное наследие Тревора, которое вы хотели бы записать?
Я знаю не так уж много, кроме того, что ходили разговоры и, мол, что-то осталось. На сто процентов я не уверен, но мы вернемся к этой теме, когда отправимся в студию для записи следующего альбома.
Кстати, когда это состоится?
Мы хотим записываться в январе-феврале с тем расчетом, чтобы издать альбом к лету.
То есть, к июню 2014 года в продаже появится новый диск Uriah Heep?
Мы надеемся на такой ход событий.
Фирма-издатель?
Это вновь будет Frontiers Records.
И альбом будет вновь представлен в разных форматах, включая винил?
О, интересный вопрос, надо будет уточнить.
Я потому это спрашиваю, что сам, как и многие поклонники хард-рока, собираю пластинки.
Скорее всего, да. Кроме того, к компакт-диску будет прилагаться DVD с двумя композициями из нового альбома, сыгранными вживую.
Что ж, тогда нашим читателям наверняка будет интересно узнать, сколько идей или даже песен есть у вас на сегодня – 8 октября 2013 года?
Много, очень много идей. Я пишу песни постоянно. Так что вопрос об их наличии, как таковых, не стоит, он скорее в другом: над какой из них мы, как группа, хотели бы поработать прежде всего. Затем, когда мы с Миком собираемся вместе, всегда работаем как над его вещами, так и над моими, так что материала у нас предостаточно.
Вот мы и подобрались к самому интересному. Очевидно, именно вы вдвоем сочиняете практически все песни современных Heep. Как происходит этот процесс: сначала слова, затем уже партии инструментов?
Нет-нет-нет, слова к моменту написания песни у нас бывают готовы крайне редко. Возможно, имеется название. Но, как правило, первой рождается музыка. Иногда рифф, возможно – лишь несколько аккордов. Иногда я беру какую-то часть своей новой вещи и предлагаю ее для работы: «А давайте попробуем вот этот кусок моей песни и вот тот рифф Мика». На самом деле это подобно паззлу — собираешь разные кусочки самых разных песен, чтобы получить одно произведение. И если потом этот «паззл» приятно играть, и есть ощущение, что я могу на него наложить хорошую мелодию, – а я изначально пою все мелодии, – что ж, мы беремся за это, постепенно вводим гармонии – в итоге рождается новая песня.
Очень интересно! Бывший музыкант Uriah Heep, мистер Хенсли, как-то сказал мне, что у него всё происходит строго наоборот.
Со мной тоже несколько раз такое случалось. И, по правде говоря, музыку писать проще, если у вас уже есть готовые стихи. Намного проще. Но у нас нет проблем с написанием музыки, мы сочиняем ее весьма быстро, когда собираемся вместе.
А почему Берни не сочиняет? Удивительно, не так ли?
Да-да, мне понятно удивление. Но, к сожалению, Берни, – да и не он один в музыке такой, – не имеет склонности к композиционному мышлению, как и мелодического дара. В голове таких людей нет общей картины будущей песни. Смысл моих слов понятен?
Вполне. Но ведь могут же им приходить на ум какие-нибудь фразы, фрагменты?
Верно, но это не значит, что мы из них сможем «склеить» песню. А в нашей группе ситуация такова, что мы знаем голос Берни настолько хорошо, что спокойно «конструируем» песню с учетом его возможностей. Знаем, в какой тональности писать, какой у него диапазон, как сделать так, чтобы он спел то, что нам нужно. Так что гораздо проще работать, руководствуясь данной формулой.

Фил, меня всегда занимал вопрос, связанный с вашим «превращением». Поправьте, если ошибаюсь, но первые два студийных альбома Uriah Heep с вашим участием – «Raging Silence» и «Different World» – записаны другой группой, не той, что сегодня. В чём фокус?
Другой группой?
В музыкальном отношении. Песни иные. Настроение иное.
А-а, понимаю. Не забывайте, что мы, говоря об этом, возвращаемся в конец 80-х. Тогда было другое настроение. Как и в 70-е – об этом нельзя забывать, если мы говорим об оригинальном составе нашей группы. Мир вообще был другим тогда – как и в 90-е, как и в наши дни. Вы, наверное, знаете это…
Да, я в курсе… (со смехом).
…поэтому, если вам угодно, и настроение в музыке меняется (тоже смеется).
Верно, но, по-моему, с 1995 года настроение в творчестве современного состава Uriah Heep практически неизменно. Это очень крепко сбитая, энергичная музыка, если сравнивать с более ранними записями конца 80-х – начала 90-х.
Вы, конечно, осведомлены, что тот состав – Бокс, Болдер, Керслейк, Шоу и я – оставался стабильным на протяжении более 20 лет, до ухода Ли. Так что период-то был продолжительным, и мы прошли через многое за эти двадцать лет. И настроение менялось. Краски меняются, музыка меняется немного. Ты живешь, видишь, что происходит в мире, и реагируешь на это.
Понятно. Фил, есть ли у группы желание вернуться к масштабным событиям вроде Magician’s Birthday Party или даже акустическому формату, запечатленному на диске «Acoustically Driven»? Что-либо подобное планируется?
Да, полагаю. Мы вообще всегда планируем всё заранее. Лично я хотел бы вернуться в некотором отношении в 70-е, дабы позаимствовать оттуда чуть больше духа и настроения тех времен, особенно в том, что касается прогрессивной музыки. Нет, не «прога» в его нынешнем понимании, а именно прогрессивного духа для нашего следующего альбома.
Быть может, вам удастся в некотором роде воссоздать настроение «Хип» тех лет?
Вот именно!
Как бы вы оценили российскую публику и текущий тур на данный момент?
Люди отличные – мы их называем punters (значений у этого разговорного английского слова много, тут и «жертва надувательства», и «клиент», и «пособник», – пусть каждый подберет для себя более подходящее, – прим. авт.). Как вы знаете, так же говорят и про театральных или футбольных завсегдатаев. Так что нас, когда мы приезжаем в Россию, каждый раз встречают отлично.

Как наша публика отличается от слушателей других стран, скажем, в Европе или Америке?
Если и отличается, то не слишком. Куда бы мы ни приехали, на нас всегда реагируют примерно одним и тем же образом. Люди знают, что хотят услышать, и они в итоге слышат это, поэтому мы ощущаем сильную связь с ними.
Кстати, отсюда вытекает следующий вопрос: каков баланс между тем, что вы хотите играть на сцене, и тем, что должны играть?
Скорее всего, примерно 50 на 50. Нужно исполнять некоторые старые песни потому, что это – важно. Допустим, если вы идете на «Пинк Флойд», то ожидаете услышать «Стену».
Вы, наверное, имеете в виду «Another Brick In The Wall»?
Да, конечно, именно саму песню.
Знаете, тут это и без «Пинк Флойд» возможно – вчера здесь, в «Крокусе», этот номер звучал в исполнении Элиса Купера и его группы!
Точно! Он вчера ее хорошо спел, мне понравилось! (В голосе у Фила – заметное оживление, – прим. авт.) Вообще концерт хороший был, мы получили удовольствие… Uriah Heep играет примерно половину свежих вещей и столько же старых. (На самом деле, классики чуть больше, а в укороченном сете – час против обычных хиповских полутора — она и подавно превалирует, – прим. авт.). Людям нравится именно такое сочетание, концертная формула, если хотите.
Как раз в продолжение темы классического репертуара: недавно ваш коллега Дэн Маккаферти объявил об уходе из «Назарет» по состоянию здоровья, и таким образом в их группе остается лишь один оригинальный участник – Пит Эгню. У «Хип» в чём-то похожая ситуация. Сколь долго вы бы хотели еще продолжать гастролировать? Сразу оговорюсь, что я желаю вам и здоровья, и творческого долголетия.
Спасибо. Нет, у нас нет таких проблем, и мы будет гастролировать столько, сколько нам нужно. Это наша работа, она нам нравится, а когда вам нравится что-то делать, нет никаких причин прекращать. Разумеется, если здоровье, к сожалению, не диктует свои условия. Других причин для прекращения деятельности в ближайшее время я не вижу.
Давайте немного поговорим о звукозаписи сегодня. Точнее, об индустрии производства дисков. В 70-е – 80-е это было прибыльным делом, ныне же, по свидетельству многих людей из мира шоу-бизнеса, выпуск альбомов не приносит особого дохода. Зачем записываются Uriah Heep, интересно ли это в коммерческом плане?
О, я понимаю, что вы имеете в виду. Прежде всего, из-за Интернета. Само собой, со всеми его бесплатными скачиваниями вам уже сложно продавать существенное количество дисков. Да, кое-что – можно, но за этот счет уже не проживешь. Большинство артистов ныне стремятся почаще давать концерты, гастролировать, – и это хорошо, так как вы можете послушать музыку вживую.
Так какой смысл записываться нынче? Можно ли сравнить ощущения с теми, что были лет 20 назад?
Вы имеете в виду, какова ценность альбома для исполнителя в наши дни? Я отвечу: сегодня, когда у вас выходит пластинка, всё иначе. Она точно не продастся миллионными тиражами – и вам это известно заранее. Но сделать новый альбом важно. Не только для людей, которые являются нашими поклонниками, но и для промоутеров по всему миру. Чтобы они видели, что ты активен на рынке с новым продуктом. Тогда они гораздо охотнее приглашают тебя на гастроли: «Ах, конечно, приезжайте!» Это помогает – ибо коли ты статичен, опираешься лишь на старый багаж, играешь только классический репертуар и не развиваешься, то и отношение соответствующее.
К слову: известны ли вам какие-либо данные, цифры по продаже ваших последних альбомов – «Into The Wild», «Wake The Sleeper»? Хорошо ли продавались?
Wake The Sleeper зарекомендовал себя в этом качестве с наилучшей стороны как в Европе, так и в Америке, насколько нам известно. Количество проданных копий? Не имею сведений, теряюсь в догадках. Люди спрашивают порой, а я и не знаю. Потому что это более не важно.
Спасибо, на сегодня у нас всё, желаю вам удачного концерта! Доброго здоровья, всего самого наилучшего и возвращайтесь поскорее с концертами!
Благодарю! Вероятно, мы вернемся в Россию в феврале 2014 года.

Игорь ШВЕЙЦЕР
Фото: Игорь Швейцер, Катерина Межекова.
Благодарим Владимира Казыханова (Razzle Wolf Concerts) за организацию интервью.

Игорь Швейцер

Игорь Швейцер