Стивен Уилсон: Растворение в белом
Апрель 23, 2015
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Стивен Уилсон: Растворение в белом

Стивен Уилсон записал уже четвертый сольный диск, который многие прог-критики уже сейчас считают альбомом года. Так или иначе, каждая запись экс-лидера Porcupine Tree становится событием, а гастроли в ее поддержку — предметом мечтаний меломанов. Жаль, что после уже достаточно давних концертов с Porcupine Tree и Blackfield Стивен как-то «позабыл» о России, хотя уже тогда на его концертах было битком.

Но, похоже, сейчас проще увидеть Уилсона за рубежом — как, например, решила группа поклонников из Петербурга, отправившись на его выступление в Финляндии. Среди них был и наш автор Иван Розмаинский.

Двери клуба «The Circus», что в самом-самом центре Хельсинки, открывались в воскресенье 19 апреля в 19:00. Довольно внушительная на первый взгляд очередь в этот клуб быстро «рассосалась», но сам концерт начался лишь без десяти 9 вечера. Но томительное стоячее ожидание в переполненном партере (на поверхностный взгляд, около полутора тысяч человек) оказалось единственным недостатком мероприятия.

С первых фрагментов видео и (последовавших через несколько минут) первых звуков аудио негативные эмоции улетучились, и началось полное погружение в Мир Волшебного и Настоящего Искусства от Стивена Уилсона Сотоварищи. Радость от общения с таким искусством не смогли поколебать ни шедшая «под фанеру» запись женского голоса, столь украсившего новейший альбом Уилсона «Hand. Cannot. Erase.», ни отсутствие духовика Тео Трэвиса, чья флейта, кларнет и саксофон казались незаменимыми на новом и предыдущих релизах Уилсона, ни нежелание музыкантов раздавать автографы и прочим образом общаться с публикой после концерта.

Концепция шоу была выстроена под «Hand. Cannot. Erase». Уилсон и его группа сыграли новый альбом целиком, за исключением короткой баллады «Transience». Также были исполнены две «нетленки» из творчества теперь уже бывшей группы Стивена Pocrupine Tree – «Lazarus» и «Sleep Together», а также несколько вещей из его предыдущих «сольников». При этом большинство таких вещей было как будто «вставлено» в сет-лист, чтобы «подчеркнуть концепцию»: так, после мрачной “Index” еще более органично воспринималась близкая по настроению “Home Invasion” из новейшего альбома; аналогично следовали одна за другой вещь из первого «сольника» «смурные» “Harmonu Korine” (перед исполнением которой Уилсон признался в любви к музыке восьмидесятых и, в частности, к шугейзу) и сложнейшая вещь из нового же релиза “Ancestral”.

Воздействие музыки на слушателя усиливалось визуальными элементами – видеоряд чередовался со светомузыкой. Например, в “3 Years Older” части с вокалом сопровождались фрагментами из жизни главной героини альбома Джойс Кэрол Винсент, найденной в своем доме через несколько лет после смерти. А инструментальные куски с «тяжелым прогом» и ритмическими акцентами «шли» под светомузыку, чьи «мигания» «подчеркивали» «нужные» доли. В частности, благодаря видеоряду удалось осознать всю трагичность композиции «Routine», которая, по словам Стивена, демонстрирует «красоту меланхолии».

Интересно, что, несмотря на антеклерикальный настрой, демонстрируемый Уилсоном в своих интервью, само шоу как будто свидетельствовало о существовании невидимых и параллельных миров. Особенно показательна была концовка “Ascendant Here On…”: на видео лицо Джойс Кэрол Винсент как бы «растворялось» в Белом, заполнившем весь экран.

На этом закончилась основная часть концерта, но, возможно, его кульминацией было исполнение вещи с предпоследнего альбома, прозвучавшей в начале «первого биса» – «The Watchmaker» с завораживающим видеорядом и непонятно откуда возникшим занавесом, в результате чего музыканты находились как будто в ином измерении. Под бурные аплодисменты далее были исполнены уже упомянутая “Sleep Together” и второй бис – титульная и одновременно завершающая предпоследний альбом вещь ‘The Raven That Refused To Sing».

Успех концертов Стивена Уилсона – не только заслуга виртуозов, которые с ним сейчас выступают – гитариста Гатри Гоуэна, басиста и стикиста Ника Беггса, клавишника Адама Хольцмана и ударника Марко Миннеманна, хотя в мире вряд ли существует много групп с музыкантами такого же уровня. Дело еще и в содержании материала, его музыкальной и концептуальной составляющей. Остается только радоваться тому, что из Санкт-Петербурга до Хельсинки можно добраться со сравнительно небольшими денежными и временными издержками…

Cет-лист: First Regret, 3 Years Older, Hand. Cannot. Erase, Perfect Life, Routine, Index, Home Invasion, Regret #9, Lazarus (Porcupine Tree), Harmony Korine, Ancestral, Happy Returns, Ascendant Here On… Бис: The Watchmaker, Sleep Together (Porcupine Tree). Бис 2: The Raven That Refused to Sing.

Иван РОЗМАИНСКИЙ
В оформлении текста использованы материалы с официального (http://stevenwilsonhq.com/) и фэн-сайтов Стивена Уилсона.

Иван Розмаинский

Иван Розмаинский