Прощание с «ПрогДнями», или Тайное общество любителей прог-рока
Март 28, 2015
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Прощание с «ПрогДнями», или Тайное общество любителей прог-рока

В понедельник 26 января в Клубе Алексея Козлова было многолюдно и шумно. Около полутора сотен человек (по приблизительным подсчетам, конечно) пришло в клуб, чтобы весело, с песнями и плясками проводить в последний путь фестиваль «ProgDay». В такой успех не верили ни организаторы, ни музыканты!

«Давайте проведем еще парочку «последних» «ПрогДней!» — шутили между собой участники мероприятия, глядя на аншлаг в баре и полностью занятые места в зале. Но, к сожалению, такая «шутка» проходит лишь один раз… А жаль – ведь заключительный концерт и в музыкальном плане вышел одним из наиболее удачных! Нам удалось не только «дважды войти в одну реку», пригласив уже «выстреливший» в ноябре 2013-го тандем Roz Vitalis (Санкт-Петербург) и Happy55 (Воронеж), но и достойнейшим образом подытожить историю фестиваля бессмертной классикой прогрессив-рока в исполнении проекта «Арутюнов и Quorum”.


Участь организаторов любого концерта такова, что послушать спокойно музыку почти никогда не удается. Вот и на финальном «ПрогДне», проходившем под кодовым названием «Всему венец», было очень много интересного общения с гостями, хорошо шли продажи дисков, журнала и книги, автор которой с удовольствием раздавал автографы, ну и о музыкантах надо было позаботиться… А происходившее на сцене шло своим путем. К счастью, на помощь пришла спасительная видеозапись, сделанная командой LiveMusic.Pro. Таких видеозаписей накопилось по числу «ПрогДней» — двадцать одна, и это своеобразный архив отечественного прогрессив-рока за последние пару лет.


Первыми отыграли питерцы Roz Vitalis – команда, с которой наш журнал давно дружит и которая неоднократно помогала нам в организации различных мероприятий. Объявляя композиции, фронтмен команды гитарист Владимир Ефимов сказал знаменательную вещь: «Здесь собралось тайное общество любителей прог-рока». Действительно, почти в полном составе! Сами «Роз Виталис» порадовали возросшим уровнем ансамблевой игры: шутка ли, шесть человек на сцене – без трубы, но зато с флейтой!
Может быть, поэтому их музыка, сочетающая «готичность» с «кентерберийскостью», прозвучала прозрачно и мечтательно, в том числе и одна из самых «страшных» вещей группы – «Fret Not Thyself Because Of Evildoer». Что уж говорить о лирической «Lavoro D’Amore» или торжественной «The Acknowledgement Day». Фортепианное соло «великого руководителя» группы Ивана Розмаинского плавно перетекло в один из главных «хитов» Roz Vitalis – «Mother Of All Rain», а закончилось выступление композицией «What are you thinking about?» – ритмичным спэйс-роком с переплетением двух гитар и атмосферными клавишными.


Воронежская авант-прог-группа Happy55 из трио стала квартетом: недавно в почти акустический состав (фортепиано/синтезатор – кларнет – барабаны) влился электронщик Никита Бондаренко. Музыка, даже хорошо знакомая, зазвучала по-новому, с трансово-психоделическим колоритом, так что, как сказал лидер группы, пианист и композитор Ярослав Борисов, это была уже совсем «другая река». Прозвучало и много новых композиций, в частности, эфемерная зарисовка «Всё зеленое» и масштабный, совершенно зубодробительный «Большой строительный этюд», в котором стахановский ритм рабочих будней пробивался сквозь отголоски Вареза, Мосолова и индустриальные шумы. Фактически, мы стали одними из первых, на ком «обыгрался» материал нового альбома. И эта встреча с группой вновь была невероятной радостью – восхищением уровнем исполнительского и композиторского мастерства, творческой новизной, полетом мысли. Кстати, перед концертом мы взяли большое интервью у Ярослава Борисова – читайте в одном из ближайших номеров.


Наконец, третьими на сцену вышли хедлайнеры – группа «Арутюнов и Quorum». Думаю, Николая Арутюнова представлять нашим читателям не надо – мы неоднократно писали о разных его творческих ипостасях, от блюза до рока и соула. Но еще одной большой любовью Арутюнова еще с 70-х был прогрессив-рок. И вот около года назад мечта Николая сбылась: он познакомился (кстати говоря, на одном из «ПрогДней») с молодой, но уже отлично зарекомендовавшей себя московской симфо-группой Quorum. Взяв курс на классику прогрессив-рока, новоиспеченный совместный проект достаточно быстро сделал внушительную программу. Публика с энтузиазмом приняла приглашение Николая «проследовать прямиком в Англию 70-х» и горячо поддерживала музыкантов на протяжении всего выступления. В своем путешествии группа далеко не отклонялась от оригинала, но в инструментальных соло ребята, конечно, позволяли себе отрываться.


Особо тут проявил себя лидер «Кворума» Дмитрий Штатнов – его клавишные соляки были столь неудержимы, что музыканту то и дело приходилось вскакивать со стула, обуздывая при этом свой двухярусный агрегат, словно парочку горячих коней! Начав с достаточно мягких вещей («Child Of The Universe» Barclay James Harvest, «Behind You» Caravan, «Questions» Manfred Mann`s Earth Band), Арутюнов и компания перешли к более плотным и насыщенным композициям ELP, а уж затем дали себе волю, исполнив целых пять треков Procol Harum! Действительно, песни этой группы по экспрессии и вокальной интонации подходят Николаю на «все 100», и особенно забойно прозвучала «Nothing But The Truth» — вещь, по смыслу актуальная сегодня как никогда. Тут уж Арутюнов окончательно дал волю своей харизме, дирижируя залом и подбадривая всех хлопающих. Перед исполнением «A Salty Dog» Николай потребовал тишины, которая не хотела устанавливаться довольно долго… но тем благоговейнее было восприятие залом этой возвышенной музыки.


На бис прозвучала не самая «затертая» композиция – тяжеловесно-ироничная «Piggy Pig Pig», а вот главный хит Procol Harum — «A Whiter Shade Of Pale» публика так и не услышала… Потому что в репертуаре «Арутюнов и Quorum» его (пока) нет!
Перед фестивалем Николай Арутюнов в шутку высказался: мол, его миссия – закрыть фестиваль «ProgDay». Что ж, эту миссию группа с честью выполнила, а вот станет ли завершение одного фестиваля провозвестником другого, пока сказать трудно. Запомните «ПрогДень» таким, каким он был 26 января 2015 года. После «жирной» точки мы, как и обещали, берем длительную паузу минимум на год. Будет ли продолжение – покажет время, жизнь и все мы, участники этого действа.




Елена САВИЦКАЯ
Фото – Катерина МЕЖЕКОВА

Елена Савицкая

Елена Савицкая