Neal Morse Band: Непрерывность мечты
Апрель 19, 2017
Лев Этин (5 статей)
Поделиться

Neal Morse Band: Непрерывность мечты

Прог-рокер Нил Морс ни разу не играл в России, как, впрочем, и его бывшая группа Spock’s Beard. А жаль, ведь прошлогодний двойной альбом Neal Morse Band стал одним из открытий года для нашей редакции. К счастью, есть у нас авторы не только из России. Например, для Льва Этина увидеть Нила Морса и его команду живьем — вопрос не очень долгой автомобильной поездки. Потому что в Израиль Нил Морс выбирается не так уж редко. Предыдущий раз Neal Morse Band играли живьем пару лет назад в Тель-Авиве, и тот концерт поразил виртуозностью и слаженностью музыкантов.

В этот раз хотелось «продолжения праздника», и Нил сотоварищи сумели оправдать ожидания. И, несмотря на то, что клуб на этот раз, 12 апреля 2017 года, был выбран совершенно неподходящий для рок-концерта (обычно в тель-авивском клубе «Havana» проводятся всевозможные латиноамериканские вечеринки), и свет, и звук, и сцена были на уровне.

Публики было относительно немного, человек триста с лишним, причём в зале можно было заметить немало звёзд израильского рока. Так что занять место у сцены с идеальным обзором не составило никакого труда. До начала концерта народ бродил по залу, слушая в записи кавер-альбомы проекта Morse-Portnoy-George. Но вот спустя всего 20 минут после заявленного начала в зале погас свет, на заднике сцены высветилось название нового альбома проекта, и включилась фонограмма увертюры. В увертюру плавно «вплелись» вышедшие на сцену гитарист Эрик Жилетт и сам маэстро Морс, одетый в этакий чёрный костюм пилигримма. А ещё через пару минут к ним присоединились и остальные участники бэнда (больше всего восторга у зрителей вызвало, конечно же, появление на сцене Майка Портного), и уже «вжарили по полной». Дальше программа шла без пауз и перерывов – игрался целиком последний альбом группы «The Similitude of a Dream», куда уж там отдыхать или общаться с публикой… Причём музыканты на сцене действительно воспринимались как полноценная группа, а не аккомпаниаторы Нила Морса. И у Эрика Жилетта, и у клавишника Билла Хьюбаура было много лид-вокальных партий, а бэки они вместе с Майком Портным пели постоянно. Кроме того, все музыканты, за исключением разве что весьма статичного басиста Рэнди Джорджа, активно принимали участие в сценическом действе, помогали фронтмену подчёркивать описываемые в песнях образы, а в процессе исполнения песен добавляли различные аксессуары к своим костюмам. Майк Портной периодически играл стоя, а также эффектно подбрасывал и ловил палочку левой рукой, продолжая отбивать рисунок правой. Билл Хьюбаур кроме виртуозных клавишных партий исполнил также соло на саксофоне и на каком-то странном гаджете, похожем на электронный терменвокс. При этом в отличие от, скажем, тех же Dream Theater, совершенно не было ощущения, что музыканты пытаются поразить нас своим мастерством – в Neal Morse Band запредельное владение инструментами выглядит очень естественным и органичным.

Ну и, конечно, бесподобен был и сам Нил – весь концерт он не прекращал активно двигаться по сцене, разрываясь между синтезатором, акустической и электрической гитарами. Периодически фронтмен оставлял инструменты, убегал за кулисы и возвращался с новыми аксессуарами: то с фонариком, то с пластиковой маской, то в белой накидке, и устраивал при помощи них шоу в стиле раннего Питера Габриэла. Также Нил в течение концерта сам сыграл несколько гитарных соло, приняв красивую рокерскую позу вместе со своим лид-гитаристом.

Отыграв первую половину двойного альбома, музыканты минут на пять ушли за кулисы, а в течение этого «псевдоперерыва» продолжала звучать этакая пульсирующая фонограмма, чтобы не сбивать энергетику шоу. Затем же артисты вернулись, и всё так же без каких-либо перерывов перешли к материалу второго диска. И только отыграв жизнеутверждающую “Shortcut to Salvation”, группа наконец-то позволила себе коротенькую передышку, поприветствовав публику и сказав несколько приятных и добрых слов. После чего действо возобновилось.

Вторая пауза была взята перед акустической «Freedom Song «, которую музыканты исполнили совершенно по-«иглзовски» на пять голосов. При этом все участники группы вышли вперёд, Хьюбаур играл на мандолине, а Портной – на тамбурине, отбивая ритм ногой в басовый барабан. Перед песней барабанщик пообщался с публикой, немного поговорив на иврите и поздравив зрителей с праздником Песах, а также сообщил, что он «не ел мацу уже 20 лет», и что он «очень плохой еврей, но зато неплохой барабанщик». Все остальные песни с альбома игрались уже без перерыва.

Доиграв альбом, музыканты поблагодарили публику и ушли за сцену, хотя всем было понятно, что без биса группу никто не отпустит. На бис были сыграны три вещи, растянувшиеся на полчаса, включая очень мной ожидаемую «джентлджайентообразную» «Author of Confusion», а также две песни с предыдущего альбома «The Grand Experiment». Наконец-то проявил себя и басист, попев наряду с остальными и сыграв виртуозное соло (в это время за его спиной Портной держал плакат «Рэнди, я хочу от тебя ребёнка»).

В общей сложности всё действо длилось два часа сорок минут — напомню, практически без перерывов. Пролетело оно моментально, а музыканты, несмотря на свою запредельную виртуозность, казались приятными «своими ребятами» с хорошим чувством юмора, а вовсе не какими-то небожителями. Немножко не хватило трюка с эффектным обменом инструментами (который периодически практикуют Neal Morse Band), но нельзя требовать невозможного, ибо артисты и так превзошли сами себя. И как печально сказал мне после концерта Челли Сигальский, гитарист известной в Израиле команды The Blues Messengers: «Ну, какие мы, к чёрту, музыканты? Вот это – да! Вот это – действительно музыканты».

Лев ЭТИН
Фото — Amit Liber (www.metalist.co.il).

Общее впечатление

"Havana Club", Тель-Авив, Израиль
12 апреля 2017 г.

Лев Этин

Лев Этин