Moscow Metal Meeting: Проводы лета под хэви-метал
Ноябрь 28, 2014
Владимир Импалер (1135 статей)
Поделиться

Moscow Metal Meeting: Проводы лета под хэви-метал

О том, как отпраздновать последнюю субботу лета в этом году, металхэды нашей страны знали уже весной. Услышать живьём и увидеть сеты шести великолепных групп в Зелёном театре Парка Горького – что можно придумать лучше!?

Начало было объявлено на 13 часов, но вовремя мероприятие не стартовало. Но это еще полбеды: самой трудной задачей стало получение аккредитационного браслета. Обычно такая формальность длится несколько минут, но тут я (грешен) не учёл масштаба мероприятия и в итоге на получение и проникновение потратил около часа.

За это время успела отыграть первая команда. От сета открывших фестивальную программу Catharsis «посчастливилось» застать лишь последнюю минуту. Так что премьеры песен с грядущего альбома «Индиго» прошли мимо. На этом разочарования, к счастью, закончились. Судя по тому воодушевлению, которое царило в фэн-зоне и партерах, отыграли «Катары» хорошо. И стоит отдать должное их фэнам – они как могли поддержали своих кумиров, заполнив фэн-зону примерно наполовину. Конечно, был «ещё не вечер» – позже к сцене подтянулось заметно больше народу.

Сет-лист Catharsis: Кто ты?; Hold Fast; Оставь наше небо; Дальше – тишина…; Гонки за мечтой; Иной; Воин света; Крылья

Погода недвусмысленно давала понять о приближении осени. На небе царила переменная облачность. Перед выходом «Эпидемии» дважды начинал накрапывать дождь. Часть народа раскрывала зонты, а те, у кого их не было – бежали под навесы. К счастью, дождь не продолжался вечно.
В промежутках между сетами артистов, длившиеся по сорок-пятьдесят минут, было время на встречи со знакомыми. Преимущественно – собратьями по перу и музыкантами, каковых было немало. Кто-то из корреспондентов дружественных СМИ приехал ради МММ из Смоленска и Рязани. Приятной неожиданностью для меня стала встреча с товарищем из Барнаула, заранее подгадавшим под фестиваль командировку. Для него попадание сюда было на грани откровения. В порыве восторгов он не заметил накладок (к счастью – незначительных) со звуком, которые были практически у всех участников, кроме одного… Но давайте по порядку!

Настал черёд выходить на сцену «Эпидемии». Парадокс, но так уж получилось, что это шоу для автора оказалось первым «живым» знакомством с легендой отечественного пауэра. Во времена того состава, который многие до сих пор считают «золотым», увидеть «Эпидемию» не привелось. Сборники их собственных римейков, вышедшие после «Дороги домой» (2010), признаюсь, не внушали оптимизма. Повторный всплеск интереса к группе вернула новая метал-опера «Сокровища Энии». Альбом, вышедший в этом году, превзошёл все ожидания. Вопросов было много. Как справится команда со своими «метал-оперными» номерами? Будут ли спецгости? Если да, то кто? Каким окажется сет-лист?.. В общем, вопросы требовали ответов, а для их получения следовало обратить взор на экран, который занимал задник сцены во всю ширь и высоту. На него и проецировалась несколькими камерами прямая трансляция концертного действа.

Спецгостей не было. Сет-лист оказался эклектичным экскурсом по всей многолетней истории – от альбома «На краю времени» до «Сокровища Энии», почему-то напрочь минуя «Дорогу домой». Все «эльфийскорукописные» роли исполнял Евгений Егоров. Справлялся он с ними успешно, хотя временами это выглядело забавно. Те, кто расслушали последний альбом, знают хитовую «Алмазы и золото», исполняемую дуэтом: Егоров и Константин «Тролль» Румянцев («Тролль Гнёт Ель»). Здесь Евгений пел «за себя и за того парня»; голос его не стал ниже, а вот манеры Тролля и даже некоторая хрипотца были переданы очень хорошо. Как и манеры Торвальда/Лобашева в «Пройди свой путь» и Ирдиса/Беркута в «Часе испытания». Артистизма и сценического опыта Егорову не занимать, ведь певец «Эпидемии» – участник труппы Московского театра музыки и драмы Стаса Намина. А Зелёный театр, в свою очередь – одна из его площадок. Так что в данном случае «дома сцена помогала». На третьем номере («Звон монет») с неба вновь начало капать, но к концу песни тучи вдруг рассеялись, за что группа поблагодарила эльфийских шаманов. Как выяснилось, поспешно. За две минуты до конца представления «Эпидемии» небесная канцелярия решила-таки устроить гостям фестиваля «крещение водой». Это был самый мощный выброс дождя за день. Публика устремилась под навесы уже огромными потоками. У сцены, под открытым небом остались лишь самые преданные фэны, и они были вознаграждены «Осколками прошлого». Несмотря на некоторые огрехи по части звука, о которых я, как и обещал, ещё скажу несколько слов, знакомство оказалось приятным.

Сет-лист «Эпидемии»: Час испытания; Жизнь в сумерках; Звон монет; Где рождаются рассветы; Пьяный разговор; Алмазы и золото; Пройди свой путь; Всадник из льда; Осколки прошлого

На этом завершилась первая фаза фестиваля. Обе столичные команды отыграли сеты около сорока минут, если не короче. Дальше начинался пул немецких команд, которые радовали публику своей игрой существенно дольше. Пауза пролетела быстро. В основном она была посвящена обмену мнениями с коллегами по части творчества «Эпидемии». Единодушия во мнениях не было… И вот, на фоне грозы, на сей раз фонограммной, зазвучала третья часть второй фортепианной сонаты Шопена. Таково интро нового альбома «Return Of The Reaper» ветеранов тевтонского сталепроката Grave Digger. Первая полноценная песня «Hell Funeral», что называется, «не прозвучала». Во-первых, явно слышалось, что звукорежиссёр отруливал её на ходу. Во-вторых, в какой-то момент пропал бас Йенса Беккера, а в-третьих, в «довесок», случились накладки и с гитарой Акселя Ритта.

К середине следующего номера все проблемы с саундом решились. Но тут стала заметна другая проблема: Крис Болтендаль нещадно «мазал» мимо нот. Однако публика ему это великодушно простила за шоуменские приемы, старые, как мир, но искренние. В этот день больше никто так не разгуливал по фотопиту и не братался с фэнами, как это делал фронтмен Grave Digger. Из «ямы» он резво возвращался на сцену и словно летал между коллегами. Казалось, несколько секунд прошло, а Крис уже был в глубине сцены, у клавишных, где в традиционной маске смерти незыблемо стоял Ханс Петер Катценбург. Ещё секунда – и он на переднем фланге рядом с Риттом. Гитарист неоднократно демонстрировал свои акробатические данные. В процессе игры своих соло он ложился на спину из положения стоя на коленях, не прекращая игры, а в нужные моменты выходил на передний край сцены. В общем, забирал на себя часть внимания публики, которой Болтендаль расслабляться не давал. Распевкой «Баллады висельника» он раскочегарил толпу дальше некуда. Первый повтор её бессловесного вокального распева он встретил скептически сморщившись, и прокомментировал: «Моя бабушка споёт громче, чем вы все». Ещё пара «прогонов», и зрители наконец «запели».
Сет-лист предусмотрительно вместил в себя, кроме новых композиций, хиты, которые у большинства пришедшего народа вжились в память на генетическом уровне. «Бэк-вокал» аудитории звучал в полный голос, а к завершавшим программу хрестоматийным «Rebellion» и «Heavy Metal Breakdown» достиг неимоверной мощи. Стоит отметить, что на Grave Digger световое убранство сцены начало играть своим разноцветьем, чего во время сетов Catharsis и «Эпидемии» не наблюдалось.

Сет-лист Grave Digger: Return of the Reaper; Hell Funeral; The Round Table (Forever); Knights of the Cross; Ballad of a Hangman; Tattooed Rider; Hammer of the Scots; The Dark of the Sun; Seasons of the Witch; Excalibur; Highland Farewell; Rebellion (The Clans Are Marching); Heavy Metal Breakdown

Вторыми в немецком блоке были Unisonic, как и Digger, выпустившие недавно новый альбом. Послушать его до концерта не довелось. Зато ранее коллектив сей лицезреть посчастливилось. Ощущения и воспоминания об их концерте с Gotthard, который они играли полтора года назад в клубе «Milk», остались самые светлые и тёплые. Лишь позднее для меня они были омрачены известием, что в самом начале сета немцев из-за придурка в толпе пострадала наш фотокорреспондент Катерина Межекова, пропустив таким образом один из лучших концертов 2012 года. На сей раз она увидела и запечатлела Unisonic в полный рост, о чём свидетельствуют иллюстрации данного материала.
Итак, проблемы со звуком номеру разрешились ко второму, и Unisonic предстали во всей красе. Из всех певцов, выступавших в этот день в Зелёном театре, Михаэль Киске был самым мощным. Годы, которые накладывают свой отпечаток на внешность фронтмена, совершенно не властны над его голосом. Такое ощущение, что он вытянет любую вещь классического наследия Helloween. В сете нашлось местечко для хансеновской «I Want Out». Автор, он же один из гитаристов Unisonic, предоставил право петь первый куплет публике. Зато Киске не сачканул – «вжарил» на бридже так, что дух захватило. Этим проезд по «хэлловинской» ностальгии (для кого-то наверняка «к сожалению») был исчерпан. В остальном сет-лист был поровну поделен между двумя альбомами Unisonic. Да, там есть что послушать. Группа в отличной форме. Кай Хансен с коллегой Мэнди Мейером поливали перекрестными гитарными атаками. Удивил «безголовый» бас Дэнниса Уорда. Такие модели привычнее видеть у музыкантов, играющих романтичный поп-рок с примесью электроники типа Duran Duran, нежели у металлистов (даже мелодик-металлистов). Приглаженные, собранные в хвост изрядно поседевшие волосы барабанщика Косты Зафириу сделали его похожим на Джона Лорда. Благодаря качеству музыки и тому, с каким задором она была сыграна, часовой сет Unisonic закончился, как показалось, очень быстро. Хорошего впечатления не испортили проблемы с микрофоном, который Киске бегал менять за кулисы раз пять.

Сет-лист Unisonic: For the Kingdom; My Sanctuary; Your Time Has Come; Star Rider; Exceptional; King for a Day; Throne of the Dawn; I Want Out (Helloween cover); Unisonic

А народ прибывал. И тому было логичное объяснение: наступило время выхода на сцену хедлайнеров. Солнце уже потихоньку клонилось к закату, когда на заднике возник логотип группы U.D.O. и зазвучало интро альбома «Steelhammer». Интернациональный коллектив предстал практически в том же составе, в котором выступал в Москве в сентябре прошлого года, за минусом клавишника Ули Кёлльнера. За весь фестиваль это был единственный случай, когда звук стал разборчив с первой ноты. Ветераны тевтонского хэви взяли за душу сразу. Удо – это Удо, который находится в идеальной для своих лет форме. Если какие-то вещи поёт «с поправкой на возраст», этого не скрывает. И поёт, что отрадно, не «мимо кассы»!
«Молодая кровь» – так про гитаристов Андрея Смирнова и Каспери Хейккинена можно было сказать год назад, но сейчас они уже уверенно влились в коллектив. По ритм-секции, басисту Фитти Винхольду и барабанщику Франческо Джовино хоть метрономы сверяй. Вся эта метал-машина вновь показала себя в наилучшем виде. Отменный сет-лист состоял на пятьдесят процентов из песен альбома «Steelhammer». Но нашлось в нём место и проверенным хитам «In The Darkness», «Animal House», а под занавес — и трём номерам классики Accept. После финальной «Fast As A Shark» музыканты в прямом смысле ушли в сгущающийся сумрак.

Сет-лист U.D.O.: Steelhammer; King of Mean; Cry of Nation; Heart of Gold; Animal House; In the Darkness; Never Cross My Way; Stay True; Metal Machine; Timebomb; Metal Heart (Accept cover); Balls to the Wall (Accept cover); Fast as a Shark (Accept cover)

Больше фотографий U.D.O.: https://www.flickr.com/photos/2tails/collections/72157649372447911/

Вечерние сумерки повлекли за собой понижение температуры воздуха. Но жаловаться на холод было грех. Ко времени выхода на сцену всенародных любимцев, группы «Кипелов», танцполы фэн-зоны и партеров были наполнены зрителями хоть и не битком, но основательно. В такой толпе, да ещё с хорошей музыкой, замёрзнуть бы не получилось. Как и у большинства выступавших, у группы имени Валерия Александровича первые полтора номера прозвучали неуверенно. Приведение саунда в порядок компенсировалось видеорядом. У «Кипелова» он был самым впечатляющим. Если все предшествующие выступления экраны дублировали происходящее на сцене, то здесь появились фрагменты видеоклипов и фильмы, сопровождающие группу на её живых выступлениях.

Сет-лист оказался полным приятных неожиданностей. Помимо песен собственно группы «Кипелов» не обошлось и без номеров «Арии». Но каких! Тех, что сами флагманы отечественного тяжмета не исполняют на публике давным-давно. В частности, «Закат», который фронтмен посвятил памяти дирижёра Константина Кримца. Нисколько не теряет в наши дни актуальности «Грязь». Но самым главным сюрпризом стало исполнение баллады «Всё, что было». В ностальгическом порыве Валерий Александрович поведал публике и о том, что значит для него Зелёный театр. С этой самой сцены певец уходил на дембель, а немногим позднее за её же кулисами его приняли на работу. Под занавес сета и, собственно, концерта, публику порадовали тем, что на закрытых площадках нашей страны сейчас сведено на нет: пиротехникой. Бьющие вверх огненные столпы файеров и льющийся с козырька крыши над сценой огненный дождь выглядели более чем впечатляюще. Так и подошли к финалу. Сначала была традиционная для Кипелова «Я свободен», а затем попурри. Вместе с тремя песнями «Арии», фрагменты которых обе группы будут исполнять до скончания времён, в попурри вошла «Любо, братцы, любо». Последней песней, которую скандировали все, стала «Воля и разум».

Сет-лист «Кипелова»: Власть огня; Дыханье тьмы; Не сейчас; Закат; Все, что было; Дыхание последней любви; Мёртвая зона; Пророк; Грязь; Путь в никуда; Следуй за мной; Я свободен; Попурри (Здесь куют металл/Встань, страх преодолей/Любо, братцы, любо/Тореро); Воля и разум

Однако и на этом фестиваль не закончился. Точку поставил грянувший вслед за финальными аккордами салют. Думаю, со мной согласятся многие: мероприятие было достойно столь пафосного завершения. И пусть фестивали в наши дни – явление не столь диковинное, как четверть века назад, посетители Moscow Metal Meeting сохранят память об этом празднике надолго.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Игоря Полякова и JC-Sound за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер