Iron Maiden: A Kind of Magic
Сентябрь 14, 2016
Игорь Швейцер (54 статей)
Поделиться

Iron Maiden: A Kind of Magic

Поклонники Iron Maiden обычно делятся на три категории. Первые охвачены безумной, фанатичной любовью к группе мистера Харриса, они всеядны в плане творений, вышедших «из-под пера» группы и её бывших либо настоящих участников, они всерьёз считают, что лучше Стива нет в мире басиста, лучше Брюса – вокалиста, и так далее.

Вторые – и к ним относится пишущий этот репортаж – знают творчество не хуже самых-самых поклонников, но не вдаются в совсем уж фанатские подробности и выделяют для себя не то чтобы очень многое в ровном творческом ряду произведений «девы». Ну и, наконец, есть просто металлисты и не только, которым «Мэйден» нравится в числе прочих и не более того.
К чему преамбула? А к тому, что в глазах каждой из этих категорий концерт «Железной Девы» наверняка выглядел по-разному. О восторге первых много писать незачем – и так понятно, что каждое шоу любимой группы для них – главное событие года, а может, и жизни на данный момент. Некоторые из третьих пост-фактум отмечали общее качество шоу, но поругивали Брюса и звук «Олимпийского»…


Возможно, – а впрочем, так оно и есть, мнение каждого из нас не есть истина в последней инстанции, – оценка субъективна, однако рискну предположить, что по совокупности факторов из всех московских шоу, коих было четыре, это – лучшее. Признаюсь, концерта турне «The Final Frontier» я не видел, но тот альбом по-настоящему любим лишь первой категорией зрителей, посему обойдём его стороной. В сухом остатке – первый концерт в далёком 93-м, по мотивам «Fear of the Dark»; ностальгический, трехлетней давности, где не было ничего из новой эпохи; ну и этот. Он – лучший, но, конечно, со множеством оговорок. Ведь первый раз был просто сверхъестественным для Москвы событием, а недавнее величественное, но всё же ностальгическое шоу, составленное из материала 1980-92 годов, повторялось на сей раз лишь пятью вещами.

Так за счёт чего же создалось ощущение превосходства последнего концерта? Ну, хотя бы за счёт свежести его основы. Очень удачный альбом, «The Book Of Souls», представлен так, что ты понимаешь: это величественно, это сильно, это ярко, и это не воспоминания, а реалии дня сегодняшнего. Другое дело, что выбор для концертного сета таких номеров, как «The Red and the Black» – спорное решение, так как опусы мистера Харриса последних лет 20 откровенно шаблонны и скучноваты. Допустим, дикинсоновское творение, завершающее эпическую работу, «Empire of the Clouds», – особенно, если б к нему сделали видеоряд либо просто декорации, – впечатлило бы много больше, и это не гипотеза, а факт. Впрочем, впечатлило шоу и так – от последовавшего за традиционной «вводной» «Doctor, Doctor» клипа с извлекаемым из джунглей самолётом группы до сцены с пирамидами, чашами и кубками огня. Когда в начале концерта Брюс склонился над одним таким сосудом и запел “Here is the soul of a man…”, вероятно, многими овладело чувство сопричастности к некому таинству, волшебству, магии. И как-то сразу на ум пришла строчка… совсем не относящаяся к творчеству «Мэйден», а принадлежащая другой великой английской группе, – она и вынесена в заголовок. Действительно ведь – волшебно.

Умение устраивать такое шоу, где иллюстрируются едва ли не половина песен (особенно порадовал надувной чертила, появившийся перед исполнением всеми любимого «Числа зверя»), где на сцене есть место клоунаде (чего стоят неприличные жесты Эдди, а также сражения и беготня некоторых музыкантов с маскотом группы), способность выступать вживую так, что ты никогда не скажешь, что нашим героям уже около шестидесяти. С особой торжественностью снимаю шляпу перед Брюсом: хоть и проваливались некоторые его реплики в пресловутом ангаре крытого стадиона, по остальным частям вокальных линий можно было понять, в какой форме находится певец. А форма замечательная – и певческая, и физическая, и артистическая. Сие стоит отдельного упоминания и ввиду недавно перенесённой Дикинсоном опасной болезни. Еще б ко всему этому великолепию звук, отличающийся от обычного невнятного в «Олимпийском», и нормальные цены на билеты (свободные места были на сей раз в изобилии) – и впечатление было бы совсем прекрасным. Хотя это волшебство уже вряд ли во власти нестареющей «Железной девы».

Сет-лист: If Eternity Should Fail, Speed of Light, Children of the Damned, Tears of a Clown, The Red and the Black, The Trooper, Powerslave, Death or Glory, The Book of Souls, Hallowed Be Thy Name, Fear of the Dark, Iron Maiden. Бис: The Number of the Beast, Blood Brothers, Wasted Years.

Игорь ШВЕЙЦЕР
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Евгению Ильичёву (SAV Entertainment) за аккредитацию на концерт.

IRON MAIDEN: НИЧТО НЕ СЛИШКОМ

Были годы, когда концерты западных рок-звезд были настолько невозможными, что воображение фанатов рисовало их чем-то невероятным, смесью цирка, мессы и первой любви, но пришло время «сбычи мечт», и далеко не все рок-герои оказывались такими же прекрасными в реальности, как и в фанатских снах.

Однако нынешние, и далеко не первые гастроли группы №1 хэви-метала, Iron Maiden, сполна дали именно то, что хотелось — сбывшейся сказки. Выступление Iron Maiden — нечто большее чем просто концерт. Это действие, где есть кое-что и от музыки, и от спортивно-циркового представления: огромный хэви-металлический спектакль, где, как говорил известный персонаж, «ничто не слишком». Сменяющие на каждой песне красочные задники по темам песен, чаши дыма, факелы огня, Брюс Дикинсон, убегающий менять костюм после каждой песни, перпетуум-мобиле гитаристов, которых вроде как три, но если пытаться посчитать, то и до двенадцати можно насчитать, так быстро они носятся по сцене. И фирменный огромный Эдди с топором, которому Брюс прилюдно вырывает сердце и бросает в толпу, а монстр, как ни в чём не бывало, уходит за кулисы, чтобы вернуться… в виде еще одной, еще большей громадины – надувной головы во весь сценический задник. А потом еще и высоченный надувной чёртище в «Number of the Beast» – с натуральной козлиной мордой и рожками…

Всё это мощно, весело и впечатляет, притом совершенно не перевешивает в восприятии саму музыку. Потому что этот концерт был по-настоящему ЭПИЧЕН – а в английском это слово чуть-чуть шире по значению, чем в русском, и означает просто нечто большое и потрясающее воображение. На эпиках основан новый двухдисковый альбом группы «Book of Souls», прозвучавший как минимум наполовину. Эпики были избраны и из всего бескрайнего наследия группы. «Hallowed Be Thy Name», «Children of the Damned», «Fear of The Dark», «Powerslave»… только что «Морехода» забыли, хотя канаты и верёвки весь концерт свисали с огромной световой рампы, будто на что-то намекая. (Как говорят, они символизировали лианы в джунглях, окружающих майянский храм из первого сценического задника.) Была и неожиданная вещь «Blood Brothers» времен, когда Дикинсон только-только вернулся в «Мэйден».

Было любопытно, как прозвучит живьем новый материал. Альбом прекрасен, но изрядно затянут, но оставался шанс, что живьем он «заиграет» по-новому. Так и произошло – но в основном не благодаря музыкальным акцентам, а с помощью шоу. Когда подключается еще и визуальное восприятие, можно смириться с определенной монотонностью музыки, и с неидеальным, кучным и гулким звуком «Олимпийского». Пел Брюс, в общем, хорошо для человека своего возраста, перенесшего опасную болезнь год назад. Хотя для полубога, наверное, мог бы и лучше. В «The Trooper» в куплете половина слов пролетела как-то мимо зала, ну, во всяком случае, до трибун они не дошли – может, разобрали по дороге жадные до впечатлений ряды фанзоны и танцпартера.

Кстати, до аншлага в «Олимпийском» было далеко – обладателей билетов на верхний ярус отправили на средний, а в рядах сидячих вип-мест впереди были явные прорехи. Кажется, ценовая политика не оправдала себя. Но Дикинсону и Ко. со сцены полстадиона мало чем отличается от полного – он так же заливисто орал своё «Скррррыыыым фо ми Москау!» и благодарил всех, кто пришел, приехал, неважно, кто он, откуда, какого гражданства, веры и национальности. Эти слова вызвали громкие и явно осмысленные – он еще не закончил речь – аплодисменты публики. Когда Брюс под конец «The Trooper» бросил под сцену британский флаг, подумалось, что он разразится речью про «брекзит», но музыканты, похоже, выше всяких мелких политических событий эпохи Iron Maiden…

Концовка была немного странной. Один выход бис, три вещи, под конец совсем не ударная «Wasted Years», и… они прощаются, кидают в публику палочки, пластик и всё-всё-всё, и лишь спустя несколько минут, будто нехотя, публика расходится.
«Нет, не зря я Хорватию пропустил…» – говорил уже на улице один фанат другому. Тот, словно проснувшись, удивленно переспрашивал: «Хорватия? Где? А что это?»

Владимир ИМПАЛЕР

Общее впечатление

25-06-2016
Москва
СК Олимпийский

Игорь Швейцер

Игорь Швейцер