Black Sabbath: Последний шабаш наступает
Сентябрь 14, 2016
Павел Гречановский (2 статей)
Поделиться

Black Sabbath: Последний шабаш наступает

Перед тем как начать писать эти строки, я поймал себя на мысли, что даже толком не знаю с чего начать. И дело вовсе не в отсутствии вдохновения, как раз наоборот – слишком много вариантов, трудно выбрать один.

То ли начать с далекого 1989 года, когда я узнал о существовании Black Sabbath и записал новейший на тот момент альбом “Headless Cross”. Или вспомнить 1990 год, когда купил их виниловый сборник, скомпонованный из песен с первых двух альбомов, а заодно с величайшим удивлением узнал, что, оказывается, Оззи начинал свой творческий путь с Black Sabbath. О, как тогда меня впечатлила их музыка!

Путешествие через время и расстояние: успеть на последний трамвай
Но не буду заходить слишком уж издалека и, пожалуй, начну рассказ с октября прошлого года, когда на просторах Интернета появилось сообщение, что «Саббат» в рамках прощального тура выступят в Москве. Более того, тогда этот концерт планировался как вообще последний в истории. (На данный момент это последний концерт в континентальной Европе, потом будет несколько дат в США и финальные выступления на родине, в том числе в Бирмингеме). Так что обязательно нужно было успеть запрыгнуть в последний вагон “уходящего трамвая”.

Что тут началось! Срочно вышли на связь с Москвой по поводу покупки билетов. В кратчайшие сроки и довольно неожиданным способом умудрились передать деньги. А тут еще одна проблема вылезла: оказывается, билеты купить не так-то и просто было, так как их выкидывали маленькими партиями, которые мгновенно разлетались среди желающих посетить мероприятие. Но удача была на нашей стороне.
Но и это было еще не все – теперь оставалось подождать всего лишь… каких-то десять месяцев. А ведь за это время многое могло случиться, ведь нынешние, мягко говоря, беспокойные времена богаты на различные неприятные сюрпризы. Спасибо UDO, Scorpions и Uriah Heep, которые скрасили, причем весьма ярко, долгий процесс ожидания, заехав в Одессу. Время поездки неуклонно приближалось, и оказалось, что нужно было решать еще одну проблему: каким способом добраться. Здесь хочу напомнить, что те люди, которые считают, что в России какой-то там кризис, на самом деле про кризисы ничего не знают… В общем, ради экономии средств пришлось отказаться от привычной поездки на поезде в пользу автобуса. И вот наконец наступает тот момент, когда все таможни, досмотры и проверки документов позади, а мы ступаем на благословенную московскую землю. Теперь только осталось немного отдохнуть, собраться с силами и стать участниками эпохального события.

А сыновья уходят в бой
И вот час ‘Х’ настал, и перед нашими глазами предстал вожделенный «Олимпийский». Сперва, конечно, мы испытали легкий шок при виде, как показалось, бесконечных очередей перед входами. Но и тут нам повезло, ибо представитель организаторов объяснил, что вовсе не обязательно фанатично ломиться в подъезд, указанный на билете, а достаточно просто зайти в ближайший удобный, где меньше очередь. Спасибо за мудрый совет – мы так и поступили. Попав внутрь, пришлось отстоять еще одну очередь, большую, но тоже вполне подвижную, и вот она – вожделенная фанзона в зале Олимпийского.
А пока мы выполняли все формальности, на сцене начали свое выступление музыканты разогревающей команды Rival Sons. Честно говоря, узнал я о них примерно за полчаса до концерта, так что даже название толком не расслышал. Ну, разогрев и разогрев… Когда они начали играть, а мы всё еще стояли в очереди за браслетами, я не сильно и расстроился. Где-то ближе к концу примерно второй их песни, когда мы наконец-то попали в зал, я начал понимать, что в данном случае есть как минимум что послушать, да и посмотреть тоже. То, что я услышал, было тяжелым блюз-роком с оттенками южного звучания и легким креном в стоунер. Сказать по правде – они звучали великолепно! Кроме всего прочего, гитарист играет свои соло слайдом, вокалист харизматичен, отлично поет и похож на Джима Моррисона, а клавишник, похожий на украинского поп-хулигана Дзидзьо (только в данном случае борода раза в три длиннее), во время своего соло “под Хаммонд” смог пробиться через поток риффов. Впрочем, про выступление Rival Sons можно было бы даже написать отдельную статью, но не стоит забывать, для чего мы все собрались тем вечером в Олимпийском. Хотя, когда музыканты Rival Sons откланялись и покинули сцену, было даже немного жаль. Однозначно – себе для разогрева Black Sabbath выбрали отличную команду, и отрадно осознавать, что когда все ветераны уйдут на заслуженный отдых, нам будет что послушать в исполнении молодых!
После выступления Rival Sons техники начали полным ходом готовить с цену к главной части программы. Быстренько убрали лишние инструменты и расчехлили замаскированное оборудование из арсенала Саббат. Светотехники по веревочным лестницам забрались на подвесные конструкции, на которых были установлены софиты. В итоге четыре софита управлялись в ручном режиме этими верхолазами-снайперами из осветительного цеха. Казалось, что процесс подготовки сцены займет если не годы, то уж точно часы. Но в этот раз все сделали довольно оперативно, и началось…

Начало «Конца», какое оно?
В качестве вступления к концерту – устрашающий видеоролик о начале апокалипсиса. Из огненного яйца на свет рождается некий то ли дьявол, то ли демон, который к чёртовой бабушке разносит прогнившую насквозь современную цивилизацию. Данное произведение преследовало своей целью не только настроить публику на демонически-оккультный лад, характерный для творчества Black Sabbath, но и напомнить, что тур называется «The End». А конец – это конец, вот демон и разнес всё до основания. Как говорится, тур мы отыграем, а там трава не расти!
Впрочем, если кто-то из числа слишком впечатлительных или особенно пугливых зрителей и впал в уныние, то это продолжалось считанные секунды, которые понадобились музыкантам, чтоб выйти и занять свои места на сцене. В некотором смысле – боевые позиции. И тут началось такое буйство, что ни в сказке сказать, ни пером описать! У публики в зале просто сорвало крышу! Давненько я такого не наблюдал – народ ломанулся к сцене, в результате чего плотность людей на единицу площади зала резко возросла, что по законам физики обычно грозит взрывом. К счастью, этим вечером законы физики в Олимпийском работали с поправкой на законы рок-н-ролла, так что взрыв, конечно же, произошел, но эмоциональный. Буквально ко второй песне недалеко от нас образовался мощный очаг то ли слэма, то ли моша, сравнимый разве что с центром циклона. Благо, буйство за его границы не сильно проникало, и никто не пострадал.
Зрители сходили с ума, а что же музыканты? А они появились на сцене, как ни в чем не бывало, ну прямо вышли на остановку подождать автобус. Особенно невозмутимыми казались фланги – Терри Батлер и Тони Айомми. А вот Оззи сразу включился в процесс общения с публикой: буквально сходу поведал нам, как он нас сильно любит, при этом он в упор не видел наши, мать их так, руки и дальше в том же ключе. We love you all, I can’t see your fucking hands, let’s all get crazy… Одним словом, показал все изящество английской словесности. При этом не забывал еще и петь.
В этот раз они, как по мне, выбрали непривычную песню для начала концерта – “Black Sabbath”. С одной стороны логично, ведь именно с нее начинается первый альбом, и, по сути, это отправная точка в истории Black Sabbath. Если в свое время она дала толчок для старта целой группы, то почему бы с нее не начать концерт сейчас? А с другой стороны, для начала концерта обычно предпочтение отдается более драйвовым номерам, чтоб задать импульс для всего выступления. В любом случае, “Black Sabbath” отлично настроила нас на нужный лад. Впрочем, без импульса тоже не обошлось – вторым номером шла “Fairies Wear Boots”. Тут крышу сорвало буквально всем в радиусе ближайших нескольких сотен метров! Народ так орал, что я впервые в жизни не мог нормально послушать, что, собственно, музыканты там играют, притом, что играли они очень даже громко!
Дальше пошли хиты периода 1971-1972 годов: “After Forever”, “Into the Void” и “Snowblind”. К этому моменту публика слегка успокоилась (поймите меня правильно – именно слегка) и появилась возможность немного послушать, собственно, музыку. Периодические приступы эйфории не переставали меня терзать все время. То ли во время “After Forever” (честно говоря, был приятно удивлен, что они ее решили сыграть), то ли “Snowblind” накатила волна ностальгии и вспомнился 1992 год, когда у меня был очередной пик «саббатомании». Это же надо – с тех пор прошло больше 20 лет, а я стою в зале, и передо мной играют Black Sabbath, причем в составе, о котором тогда и мечтать-то не приходилось! Не это ли счастье?! Ну, уж точно одна из его разновидностей!
После “After Forever” Оззи представил всех действующих лиц, находящихся на сцене и, и как потом выяснилось, не только на ней. Первым из присутствующих на сцене он представил Гизера Батлера. причем сделал это трижды. И все три раза публика в едином порыве скандировала имя басиста вместе с Оззи. Следующим в списке был барабанщик Томми Клафетос – как его зовут, знали не все, но приветствовали от души. Больше всего оваций сорвал “the one and only” Тони Айомми, которого Оззи также представил трижды, на что Тони скромно улыбался и кивал головой. Кроме них публике был представлен еще один музыкант – Адам Уэйкман. К сожалению, он находился вне сцены и его так никто толком и не увидел, равно как и не всегда слышал, ибо немногочисленные клавишные тонули в потоках гитары, баса и барабанов. К сожалению, на самом концерте большинство собравшихся толком-то и не расслышали, о ком вообще нам говорил Оззи. В общем, какая-то загадка получилась. Что касается самого Великого и Ужасного, то его никто не представил, но народ единогласно сканировал: “Оззи, Оззи!”

Железный человек – памятник нерукотворный
На “War Pigs” стал наблюдаться очередной экстремум народного ликования – такое впечатление, что большую ее часть зал пел просто хором. Не отставал и я. Во-первых, это одна из моих любимых тем в репертуаре группы с самых ранних времен знакомства с ее творчеством. Во-вторых, я не перестаю восхищаться гением авторов, которые так поразительно точно описали в ней события, происходящие во многих странах мира. Как бы там ни было, а “War Pigs” была одним из самых ожидаемых моментов концерта.
Очередная порция песен, “Behind the Wall Of Sleep”, “N.I.B.” и “Hand Of Doom”, оказалась маленьким бенефисом Батлера. Причем если в “N.I.B.” он показал свое мастерство солирования на басу только во вступлении (“Bassically”), то приблюзованная “Hand Of Doom” вообще построена практически на басовой партии, и Гизеру нашлось достаточно пространства для самореализации. Что он нам великолепно и продемонстрировал.
Дальше “Hand Of Doom” плавно перешла, как и в альбоме, в инструменталку “Rat Salad”, что оказалось, с одной стороны, полнейшим сюрпризом, а, с другой стороны, было вполне логично, ведь надо же было подать соло на барабанах под правильным соусом. Что немаловажно, это была именно “Rat Salad”, а не просто барабанное соло! Возможно, большинство собравшихся этот факт и не заметили, но инструментальное вступление, где играет вся группа (гитара+бас+барабаны), было сыграно очень похоже на оригинал, пусть и менее продолжительно, чем в альбоме.
А затем началось соло на барабанах в исполнении молодого гения Томми Клафетоса. Если честно, он и без всякого соло во время концерта показал себя с наилучшей стороны! Однозначно! Солировал он довольно долго и зажигательно, периодически привлекая зрителей к своим чудачествам, в результате чего сорвал бурные аплодисменты и поднял волну ликования среди публики в свою честь. Что немаловажно, Томми не только прекрасно играет на барабанах, но и хорош собой – длинные волосы, борода – ну просто загляденье! Он выглядел в духе молодых Black Sabbath образца первых двух альбомов. Клафетос должен стать примером для многих молодых рокеров, которые крайне ошибочно полагают, что волосы отращивать теперь вовсе необязательно!
Барабанное соло плавно перетекло во вступление к “Iron Man” – и опять буйство зашкаливает. Казалось, под мудрым руководством Оззи весь зал пел мотив основного риффа песни. А сам мистер Озборн от души поливал зрителей водой из специально приготовленных ведер. Не знаю, как это воспринимается на других концертах, наверное, как милое баловство, но в нашем случае те, на кого вода не попала, слегка завидовали тем, на кого она таки попала. Ведь жара стояла неимоверная и таким экзотическим способом охладиться было бы весьма кстати. (К счастью, чуть позже где-то открыли какие-то “тайные шлюзы” и легкий сквознячок придал нам бодрости).
Концерт постепенно выходил на финишную прямую, и в ход пошли динамичные боевики: “Dirty Women” и “Children Of the Grave”. Причем, исполняя вступление к последней, Тони Айомми единственный раз за весь концерт чуть расстроил. Он начал играть фрагмент, в котором улавливалось несколько нот, до боли похожих на “Embryo”. Я уж думал, он его сыграет сейчас полностью, но не успели эти мысли у меня в голове принять осознанные формы, как началась, собственно, “Children Of the Grave”, похоронив тем самым смутную надежду услышать “Embryo”. Впрочем, услышать “Children…” было уже немало! Оззи в течение концерта по сцене перемещался не так уж и активно, но в этой песне превзошел сам себя: сперва пробежался из конца в конец, а потом, после слов “god bless you all”, встал на колени и отписал два поклона. До этого момента я был уверен, что только фанаты боготворят своих кумиров, но Оззи доказал, что и кумиры боготворят фанатов! А еще, не знаю, все ли это заметили, но в паре мест он довольно правдоподобно прокуковал в микрофон – это надо было слышать! Ни дать, ни взять орнитолог – Виталий Бианки мирового рока!
Здесь нужно обратить внимание на один интересный момент. У многих групп наступает период, когда они уже настолько хорошо привыкли играть свои старые хиты, что, исполняя их из года в год по памяти, начинают пропускать какие-то фрагменты, менять аранжировки, как итог – песни начинают ощутимо отличаться от оригиналов. В той или иной степени это наблюдалось в былые годы и у наших героев. Потом наступает момент, когда приходит переосмысление собственного наследия, образно говоря, музыканты, перед тем, как сыграть какую-то песню, проводят немного времени, чтобы послушать, как она когда-то звучала в оригинале. В итоге песни получают свежее звучание, приближенное к оригиналу, а концерты группы получают новый импульс. Так вот, Black Sabbath уже давненько в этом преуспели, и наш концерт в очередной раз это подтвердил. Иной раз игрались такие незначительные, но лично для меня важные фрагментики, что аж дух захватывало! Отдельное спасибо Тони Айомми, который к своим соло и риффам отнесся очень серьезно и внимательно. Приятно так же, что он и в этот раз остался верен своим незаменимым гитарам Gibson SG – в ходе концерта менялся цвет инструментов и степень их потертости, но никак не модель! И вообще, если честно, я очень хотел увидеть каждого из группы: и Оззи и Гизера, но Тони я – пожалуй, сильнее, чем остальных. И он меня не то что не разочаровал, а предельно порадовал!

Последний рывок перед вечностью
Отгремели последние аккорды “Children Of the Grave” и вдруг, на тебе – музыканты начинают собираться и прощаться. Собрав все силы в кулак, мы выжали из своих глоток, на которые обрушилась в последние полтора часа просто немыслимая нагрузка, истошные вопли, призывающие музыкантов вернуться. Причем в этом деле публике активно помогал сам фронтмен, заставив кричать фразу “one more song” (а мы, балбесы, и повелись, а надо было кричать “two more…”, а лучше “three more…”). Надо признаться, долгим ожиданием они нас мучить не стали и грянули заключительную “Paranoid”. Ну, теперь уже было окончательно понятно, что это тот самый “The End”, о котором шла речь еще задолго до концерта. О чем, кстати, для тех, кто не понял, разместили соответствующую надпись на мониторах, выполненную крупным и достаточно красивым шрифтом. Музыканты вчетвером – Гизер, Томми, Оззи и Тони вышли, раскланялись, сказали последние слова благодарности и удалились. (Таинственный мистер Уэйкман так и остался за кадром…). Все! Они нам отдали свои силы, исполняя свои песни, а мы им свои силы, выражая восторг! Выложились, похоже, обе стороны. Как мне кажется, если выжать все промокшие насквозь футболки, то в Олимпийском бы приключилось приличное наводнение! Кстати, когда, образно выражаясь, вода схлынула, на дне, а точнее, на полу были разбросаны интересные артефакты – следы недавних “сражений”. Чьи-то разбитые очки, причем оправа и стекла разбежались в разные стороны, какие-то утерянные вещи, а один парень прямо на наших глазах получил обратно свой кроссовок, который он то ли потерял, то ли хотел подарить Оззику, но тот не принял столь шикарный подарок.

В преддверии концерта меня терзали сомнения, ведь всё могло и сорваться. Мало ли что могло случиться по дороге из Одессы в Москву, какие препоны могли возникнуть на границе? В наше время от таких неопрятностей никто не застрахован. Так что окончательно я расслабился только под звуки музыки Black Sabbath уже в самом зале!
Но вот концерт позади, и наступило чувство, подобное тому, которое, возможно, наступает после преодоления порогов на бурной реке. Когда выходишь на тихую широкую воду и в очередной раз оглядываешься на пройденный путь и думаешь: “Вот это да! Неужели я только что там был!?” Концерт без учета разогрева длился, судя по часам на табло в Олимпийском, около часа сорока минут. Но для меня, да и уверен, не только для меня, время пролетело значительно быстрее – казалось, прошло минут двадцать, не больше. Но эти минуты были великими, они пополнили мою личную копилку великих моментов, причем попали туда на одно из почетнейших мест. Рядом с воспоминаниями от концертов Rolling Stones, Queen + Paul Rodgers, Scorpions…

Вместо эпилога
(пару слов о том, что было, а чего не было, но хотелось…)

Все было великолепно, но не могу избавиться от ощущения, что не хватило самой малости, всего лишь трех песен: “Sweet Leaf”, “God Is Dead?” и “Sabbath Bloody Sabbath”. И даже не спрашивайте почему. Так и вспоминаю тот момент, когда они играли “Children Of the Grave”, и неизвестно откуда пришла мысль, мол, теперь еще сыграть “Sabbath Bloody Sabbath” и можно заканчивать. Естественно, с бисом в виде “Paranoid”. Но нет, решили обойтись без нее. Не знаю даже, к чему всё это. Но знаю точно, что общее впечатление от этого не испортилось.
А еще по традиции хотелось бы написать пару слов о том, как мы все хотели бы еще раз увидеть Black Sabbath вживую. Но, похоже, в этот раз традицию придется нарушить…

Действующие лица:
Оззи Озборн (Ozzy Osbourne) – вокал, ручной полив;
Тони Айомми (Tony Iommy) – гитара;
Терри Гизер Батлер (Terry “Geezer” Butler) – бас;
Томми Клафетос (Tommy Clufetos) – ударные;
Адам Уэйкман (Adam Wakeman) – клавишные.

Сет-лист: Black Sabbath, Fairies Wear Boots, After Forever, (Представление музыкантов), Into the Void, Snowblind, War Pigs, (Wasp) Behind the Wall Of Sleep, (Bassically) N.I.B., Hand Of Doom, Rat Salad (соло на ударных), Iron Man, Dirty Women, Children Of the Grave. Бис: Paranoid.

Павел ГРЕЧАНОВСКИЙ
Фото — Владимир Импалер.

Репортаж и фото Катерины Межековой с этого концерта: http://inrock.ru/live_reports/black_sabbath_2016_mezhekova

Репортаж Фарида Хайруллина с выступления 2014 года:
http://inrock.ru/live_reports/black_sabbath_2014

Общее впечатление

12-07-2016
Москва
СК Олимпийский

Павел Гречановский

Павел Гречановский