Be Prog! My Friend-2016: Братья в проге, часть 1. Космос, лёд и сангрия
Сентябрь 14, 2016
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Be Prog! My Friend-2016: Братья в проге, часть 1. Космос, лёд и сангрия

Прогрессив-рок, в отличие от панка, металла или «готики», не породил особой субкультуры. Ценители прога обычно индивидуалисты – слушают любимую музыку дома, на хорошей аудиосистеме, и не стремятся к компаниям. Конечно, на концерт «легенд» вроде Дэвида Гилмора или Camel они с удовольствием сходят, но фестивали прогрессив-рока всё-таки массовой популярностью не пользуются, оставаясь удовольствием почти элитарным. Да и не так уж много их во всём мире, прямо скажем.

Но недавно на этом горизонте зажглась новая звезда: в Барселоне с 2014 года проводится международный фестиваль Be Prog! My Friend. «Дружелюбное» название словно подчёркивает идею объединения на почве прога. Состав нынешнего года тоже выглядел представительным, хотя из тех самых «легенд» была только Magma – остальные участники относились к более молодой категории артистов: Стивен Уилсон, Opeth, Аннеке ван Гирсберген, The Pineapple Thief… Сумеет ли такой фестиваль привлечь внимание широкой аудитории? (Забегая вперёд, ответим: да!). Дополнительным вау-фактором стало участие российской группы Iamthemorning: хотелось посмотреть на их выступление и поддержать ребят. Ну и, конечно, Мистер совершенство Стивен Уилсон – тот, кому не хватило его выступлений в Москве и Петербурге, готов ехать за ним на край света! Ну, или не так далеко – всего лишь в гостеприимную Каталонию.

Конечно, сама по себе Барселона – это отдельное приключение. Безумное сочетание готики, модерна и бурной городской жизни просто сносит крышу. А тут ещё и фестиваль! Но поскольку он проходил не в зале, а на открытом воздухе, во дворике этнографической Испанской деревни (где представлены копии домов и прочих архитектурных сооружений из разных частей страны) на холме Монжуик, то музыкальные цели отчасти сочетались с туристическими. А так как солнце в Каталонии жаркое, то начинались выступления ближе к вечеру (в 16-17 часов), и с утра можно было посмотреть творения Гауди или искупаться в море. Для тех, кто в этом городе ещё не был, заметим, что ехать туда надо не меньше чем на неделю – но и тогда вы не успеете осмотреть всех имеющиеся в Барселоне красоты.

День первый, 1 июля. Космос, лёд и сангрия

Прибыв на площадку за полчаса до начала и успешно получив аккредитации, мы полюбовались пустой сценой и попробовали фирменного пива «Communion Ale» от группы Opeth (предложение было ограниченным, поэтому пришлось поторопиться). Вкусно!

Открыли мероприятие хозяева – барселонская группа Exxasens. Безо всяких предисловий они заиграли свой тяжелый и меланхоличный пост-рок. Музыку Exxasens сложно назвать оригинальной – как принято говорить, она создана в лучших традициях классиков жанра (типа 65daysofstatic или Maybeshewill). Переливы дилея, неспешные аккорды «плывущих» гитар и парящие звуки клавишных – в разгар солнечного дня такая музыка казалась слишком статичной, хотя для вечера где-нибудь в клубе была бы в самый раз. Тем более, что многие композиции группы посвящены космосу. Кстати, Exxasens долгое время существовали как one-man-band гитариста/электронщика Жорди Руиса, что не помешало проекту дважды выступить в России. Но на сцене привлекал внимание не основатель группы, а клавишник Серхио Ледесма, обладатель черных очков, гангстерских усов и винтажного синтезатора «Virus». Он иногда что-то подпевал высоким «инструментальным» голосом. Под конец к команде присоединились ещё два товарища, и все вместе они исполнили более форматную рок-песню – «Saturn» с недавнего альбома Exxasens «Back To Earth». Как выяснилось позже, одним из гостей стал Брюс Сурд из The Pineapple Thief. Неожиданное объединение, внесшее столь необходимую на фестивале долю экспромта и оживившее ситуацию!

Второй выступала вновь местная команда – Obsidian Kingdom. Начав с экстремального нойз-аккорда (это была композиция «The Kandinsky Group» из новейшего альбома барселонцев), группа ретиво заиграла достаточно жёсткий прог-метал с элементами альтернативы, электроники и даже дэта. Вообще, таких кросс-жанровых команд на фестивале было несколько, и объединить их можно общим определением «модерн-метал». Но именно Obsidian Kingdom, пожалуй, выделялись каким-то особым интеллектуализмом в сочетании с драйвом. Все участники отчаянно рубились, трясли головами и крутили хаером. В составе привлекала внимание девушка-гитаристка, проделывавшая все эти трюки с неменьшим усердием. Как выяснилось, юную красавицу в отчаянном мини зовут Eaten Roll I (sic!) и появилась она в составе совсем недавно, будучи выбранной из более чем 40 претендентов. Причём, как сообщает официальный сайт группы, за электрогитару до этого она вовсе не бралась! Тем не менее, со всеми ритм-партиями она справилась, и даже сыграла прочувствованное и печальное соло, напомнившее блюзовый плач. Вокалист сочетал «чистый» вокал с гроулом, а развернуться во всю мощь смог в заглавном хите «A Year With No Summer» (из всё того же недавнего альбома). Несколько унылая мрачноватая вещь произвела впечатление, несмотря на то, что в отсутствие лета не поверил никто. Под конец клавишник в экстазе обрушил свой красный «Норд» себе на голову: ни инструмент, ни исполнитель не пострадали!

Между тем публика прибывала, и потихоньку придвигалась ближе к сцене, выходя из тени галерей. В первый день, на прикидочный взгляд, было около двух тысяч народу, а во второй, с хедлайнерством Уилсона – и все три. Причём подавляющее большинство аудитории составляла молодёжь, что говорит о растущих шансах на возрождение популярности прогрессив-рока. Поражало разнообразие маек с названиями прог-групп: надписи типа «Pink Floyd» или «Dream Theater» казались сущей банальностью. На стойке с атрибутикой тоже было из чего выбрать – футболки всех участников и фирменные фестивальные (причем в разных цветах и вариантах исполнения), постеры и диски, кепки и сумки… Сюда всегда тянулась очередь, чего не скажешь о многочисленных ларьках с едой и напитками: обменяв деньги на специальные жетоны, можно было очень быстро купить хот-дог, пиво или вкуснейшее «летнее вино» (типа сангрии). Парадокс!

Настал волнующий момент: на сцену должна была выйти российская группа Iamthemorning! Команду пригласили на фестиваль, когда основной состав был уже сформирован, и конечно, участие в таком престижном мероприятии было большой честью для наших артистов. Впрочем, к такому успеху они шли долго и упорно, и годы труда, участия в европейских турах, сотрудничества с известными зарубежными музыкантами и лейблом Kscope не прошли даром. Третий в дискографии Iamthemorning студийный альбом “Lighthouse”, записанный с ритм-секцией Porcupine Tree и при участии Мариуша Дуды (Riverside), показал, насколько группа повзрослела и посерьёзнела за эти годы.

От милой, наивно-трогательной женской лирики команда перешла к проработанному, концептуально-ориентированному чембер-прогу. На сцене дуэт вокалистки Марьяны Сёмкиной и пианиста Глеба Колядина дополнили скрипач и виолончелист, а также новый английский барабанщик Ивэн Карсон, с которым группа, опять же, выступала впервые. Понятно было волнение ребят! Можно было опасаться, что по сравнению с предыдущими тяжелыми командами Iamthemorning «просядут» в саунде, но на самом деле контраст сработал только в плюс. Да и звучала группа не совсем уж «воздушно»: изысканные брейки ударных и низкие партии виолончели добавляли грува. А то, что Марьяна, в отличие от предыдущих команд, очень активно общалась с публикой, не скрывая своих переживаний и чувств (и даже по-испански что-то прочитала из своего блокнотика), сразу же расположило к ней аудиторию. Кстати, многие слушатели уже знали песни группы и подпевали им. Несмотря на то, что композиции Iamthemorning довольно печальны («мы пишем не о любви и цветах, а о горящих домах и мёртвых девушках», объясняла солистка), с лиц испанцев почему-то не сходила улыбка. На сцену летели цветы, Марьяна танцевала и агитировала публику отбивать счёт в своих изящных прог-вальсах (при том что некоторые из них были на 5/4). Хотя на таких песнях, как напряжённо-тревожная «Chalk & Coal», народ прочувствовал остроту момента.

Голос звучал сильно и эмоционально, а Глеб не сдерживал себя в импровизациях – чувствовался настоящий, закалённый Бетховеном и Чайковским пианизм (недаром за плечами консерватория!) В один из моментов заслуженные аплодисменты Iamthemorning сорвал… Стивен Уилсон сотоварищи: его группа появилась за сценой, что тут же привлекло внимание публики. Не знаю, что можно почувствовать, когда послушать тебя приходит сам Уилсон. Наверное, умереть от счастья… или, переведя дух, продолжить выступление, что и сделала Марьяна. Позже на автограф-сессию питерцев выстроилась нешуточная очередь. А нам оставалось порадоваться успеху группы, столь достойно представившей на фестивале нашу страну.

Следующие выступавшие – исландцы Agent Fresco – буквально смели из атмосферы все остатки благодушия и лёгкости. Не ожидаешь такого от группы из далёкой северной страны! Играет команда яростный прог-метал/мат-рок, сочетающий в одновременном звучании самые разные стилевые векторы и сражающий совершенно безумной полиметрией (переходящей порой в аритмию). Иногда, впрочем, команду заносит едва ли не в брит-поп, а их свежий альбом «Destrier» (2015) звучит полегче предыдущих. Вокалист Арнор Дан Арнарсон, высокий бритоголовый парень, славится не только своей экспрессивной вокальной манерой (ему подвластны немыслимые фиоритуры), но и безбашенным поведением на сцене. Так и здесь – он сходу заявил, что сбежал из больницы, где лечился от пневмонии, и, хотя доктора категорически не советовали ему ехать, пропустить фестиваль в Барселоне просто не мог! Впрочем, носился по сцене он как здоровый, а в один прекрасный момент сиганул в фотопит и одну песню спел уже в из «партера», лихо преодолев загородку. А толпа с удовольствием подхватывала замысловатый «хоровой» припев хита 2010 года «A Long Time Listening», и площадка в этот момент больше напоминала не прог-концерт, а футбольный стадион.

Наконец, завершающая команда первого дня, англичане The Pineapple Thief, внесли необходимую нотку неопроговой элегичности и лиризма. Старейший из выступавших в этот вечер коллективов, «Ананасовый вор» имеет на своём счету десять студийных альбомов, и 11-й вот-вот должен выйти – дата релиза «Your Wilderness» назначена на 1 августа. Правда, с него-то как раз ничего не прозвучало – не в моде сейчас обкатывать новые песни на концертах, ведь поклонники обязательно запишут всё на айфоны и выложат в сеть задолго до релиза. Зато прозвучало многое из двух предыдущих альбомов – «Magnolia» и «All The Wars». Говоря о неопроге, стоит уточнить, что это не тот неопрог, каким мы представляем его себе по Marillion или Arena, а куда более современный, с изрядной долей влияния инди-музыки, т.е. даже не «поркупайнщины», а «радиохэдовщины» (это к вопросу о том, как Radiohead «испортили» весь современный рок). И ещё к спору о терминах – есть даже понятие New Prog, под которое можно подогнать вообще всё, что угодно, но ведь на фестивале об определениях не особо задумываешься, верно? Так что все характерные придыхания, дрожания и всхлипывания в голосе уже знакомого нам Брюса Сурда воспринимались как что-то само собой разумеющееся. Приятная задумчивая музыка, объемное, насыщенное клавишными фонами звучание, красивые грустные баллады – что ещё надо после долгого трудного дня? Только ещё один стаканчик сангрии, которую к полуночи разливали безо всякого льда – жара-то уже кончилась…

Продолжение: http://inrock.ru/live_reports/beprog_festival_2016_2

Елена САВИЦКАЯ
Фото — Владимир Импалер.
Благодарим организаторов Be Prog! My Friend Festival (агентство Madness Live) за аккредитацию.

Общее впечатление

09-07-2016
Барселона
Испанская деревня

Елена Савицкая

Елена Савицкая