Arcturus: Ярче тысяч солнц
Март 5, 2017
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Arcturus: Ярче тысяч солнц

В Москве впервые выступали норвежцы Arcturus, команда, прославившаяся в конце девяностых на стыке экстремального и симфонического металла. На самом деле звезда Арктур ярче нашего светила всего в 180 раз, но «звездных» музыкантов в составе Arcturus достаточно, чтобы собрать зал московского клуба «Вольта».

Судите сами — вокалист ICS («Icy S») Vortex, он же Симен Хестнэс, участник Borknagar и, в прошлом, Dimmu Borgir, клавишник Сверд, он же Стейнар Йонсен, основатель Arcturus, успевший поиграть в Covenant, Ulver и Satyricon, и, конечно же, великий хэви-метал-барабанщик Ян Аксель Бломберг по прозвищу Хеллхаммер. Перечислять все его заслуги бесполезно — кто-то знает его по культовой блэк-метал-группе Mayhem, кто-то — по участию в записи «Worldchanger», лучшего сольного диска хард-рокового вокалиста Йорна Ланде, и между этими полюсами еще много интересного. Не столь «звездны», но не менее интересны и два оставшихся участника квинтета — басист Хью Мингей и гитарист Кнут Магне Валле, владелец звукозаписывающей студии, автор половины материала на недавнем альбоме «Arcturian» 2015 года.

Время для справки из википедии исчерпано, пора сказать о концерте. Взялось за концерт команды агентство Delta Mekong Concerts, если вспомнить, именно они в свое время отважились привезти в Россию Mekong Delta, Blackfield, Diablo Swing Orchestra и еще ряд команд, мягко говоря, немассового вкуса. Каждый такой концерт — лотерея, потому что культовость в узком кругу еще не означает полного зала, популярность Arcturus сейчас в основном находится в категории 30+, и это было видно по залу. (Добавьте к ценителем «блэк-метал-культов» еще и барабанщиков, мечтающих увидеть бога бластбитов в деле). За полчаса до формального начала концерта зал был полупуст — даром что левое крыло «Вольты» оказалось отгороженным и стояло пустым до самого конца концерта, а зачем — узнаете позже. Организаторы ходили хмурые и в ответ на благодарность говорили фразы в духе «больше никогда!». Но с выходом на сцену наших героев чудесным образом площадка заполнилась — наверное, не хуже чем на недавнем концерте Исана (Ihsahn), другого героя экстремально-прогрессивного металла из Норвегии.

И как и Исан, Вортекс сотоварищи являют собой пример суровой музыки со счастливым лицом. Можно сказать, они прошли в творчестве путь от разрушения/отрицания (тру-блэк-метал) к развитию/созиданию (прогрессив-метал, симфо-метал), а дальше следует тоже отрицание, но уже позитивного характера, то есть самоирония. Абсурдистский «стимпанковый» имидж артистов, в заляпанных спецовках и сварочных очках-«гогглах» на макушке, а певец — без обуви, но в носках (!!!), постоянное вышучивание своего репертуара в паузах, улыбки и чуть ли не воздушные поцелуйчики в зал… И при этом в музыке — по-прежнему штурм и грохот, холодная красота синтезаторных клавишных.

Публика, казалось, не вполне представляла, как реагировать — чтобы «рубиться», нужен четкий «раскачивающий» ритм, а связка Сверд-Хеллхаммер скорее заполняла пространство непрерывным барабанно-клавишным орнаментом, поверх которого Вортекс напевал, в основном в хэви-метал-манере, изредка, в ранних вещах — скримом. Возможно, дело еще и в звуке — многие жаловались на его недостаточную чистоту, на «утопленность» клавишных — будь они более читаемы, возможно, мы бы расслышали и звуковые нюансы, характерные для альбома «Arcturian», где есть место и индустриально-электронным экспериментам, и даже модным эффектам типа «дабстеп». Гулкий «мясной» звук маскирует все эти изыски, и неожиданно относит к звучанию ранних, полуподвальных записей группы. Что, может, и не совсем плохо. Сетлист был поделён примерно поровну между ранней классикой, материалом альбома «Sideshow Symphonies», видимо, центрального в дискографии нынешнего состава, и недавнего «Arcturian». Одна вещь с него — «Archer» — прозвучала живьем впервые.

   

Склонность группы к визуальному балагану — не секрет для тех, кто смотрел видеоконцертник «Shipwrecked in Oslo» 2006 года. Космические фрики блеснули и в этот раз, пусть и без подтанцовок. Гитарист Кнут Магне Валле щеголял в прикиде, которому позавидовал бы и Ули Джон Рот — красная мантия за его спиной красиво развевалась в потоках воздуха от вентилятора. Вортекс демонстрировал уникальную способность к чередованию напитков — отхлебнул из бутылки водки, продолжил пивом, затем простой водой… Перед каждой песней он доставал из кармана сложенную в несколько раз бумажку с сетлистом: «Ох, и длинный же список!» К концу концерта бумажка приняла совсем уж непотребный вид, а ко второму бису, когда список был исчерпан, он достал из кармана маркер и написал название песни («Deamonpainter») прямо у себя на ладони. И показал публике — та приветственно закричала. Сложно себе представить, но, похоже, многие в зале знали тексты песен Arcturus наизусть. Как знали, что 4 марта у фронтмена день рождения, поэтому скандировали «Happy birthday», отчего тот довольно щурился, словно мартовский кот.

  

О дне рождения знали и организаторы — это вообще типичный ход для Delta Mekong, поздравлять именинников на сцене, и происходит это не так уж и редко. Торт со свечками, который Вортекс так и не смог задуть и с первого, ни с пятого раза, и поднос с рюмками водки для всех артистов. «Это мой лучший день рождения!» — воскликнул тот. «Хочу всегда отмечать его в Москве!» Но потом вспомнил, что надо еще и бис играть, и добавил: «Но есть одна проблема. Когда отмечаешь праздник таким образом, на следующее утро просыпаешься и чувствуешь… Angst!»

Именно так называлась первая бисовая вещь. А после второй участники с облегчением сорвали киберпанковские шлемы, чуть передохнули и вышли в тот самый огороженный угол зала и еще как минимум полчаса раздавали автографы. Правда, фронтмен Вортекс согласился расписываться лишь на тех альбомах, на которых сам пел — на более ранних он рисовал смайлик. Вот такие они, космические викинги…

Те, кто не выстроился в очередь за автографами, обсуждали концерт на выходе, вспоминали недавний визит Ihsahn — судя по всему, чаяния блэкстеров этот концерт удовлетворил в куда большей мере. Исан ударился в прогрессив в более традиционном понимании, в то время как Arcturus верны избранному стилю. Их сочетание экстремального металла и классики с самого начала было достаточно прогрессивно, чтобы специально его как-то усложнять. Там и так всего хватает. Достаточно вслушаться в игру Хеллхаммера, чтобы закружилась голова и возник вопрос — как это человек, с двумя руками и двумя ногами, столько всего может… В середине — конце 90-х такое звучание было в авангарде, теперь это уже своего рода ретро, одна из звездочек на богатом небосклоне авангардного металла. И главное чувство после концерта — хорошо, что такие группы — наши современники.

«А вы знаете, что Фенриз в Норвегии депутатом стал? — воскликнул вдруг один из собеседников. — Круто, да?!»

Сет-лист: Evacuation Code Deciphered, The Arcturian Sign, Painting My Horror, Alone, Archer, Hibernation Sickness Complete, Shipwrecked Frontier Pioneer, Nocturnal Vision Revisited, The Chaos Path, Crashland, Game Over, To Thou Who Dwellest in the Night, Raudt Og Svart. (Поздравление с днём рождения.) Angst. Бис: Deamonpainter.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Олега Коленду (Delta Mekong Concert) за аккредитацию на концерт.

Общее впечатление

4 марта 2016 г.
Москва, клуб "Volta"
Delta Mekong Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер