Apocalyptica: Дань уважения
Май 3, 2017
Юлия Калашникова (29 статей)
Поделиться

Apocalyptica: Дань уважения

Концерт финских виолончелистов проходил в «Крокус-сити-холле». Похожие концертные площадки, сидящие, как правило, ориентированные на симфоническую музыку залы без танцпартера, музыканты выбирали для всего турне, приуроченного к 20-летию выхода первого альбома финнов «Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos». Сет-лист Apocalyptica на этот раз целиком состоял из композиций Metallica, и звучание коллектива было максимально приближено к ее классическим корням.

Первая часть концерта была с сюрпризом — вместо трёх виолончелистов на сцене, как в былые времена, играли четверо. Участник первого состава Apocalyptica Антеро Маннинен ради юбилейного тура взял отпуск в симфоническом оркестре «Sinfonia Lahti» и присоединился к группе. В первом отделении хоть и звучала тяжёлая музыка, но она исполнялась на классических музыкальных инструментах без сопровождения ударных (как известно, на первом альбоме Apocalyptica барабанщика ещё не было), да и музыканты играли сидя, а не носились, как обычно, с виолончелями по сцене. Только четверо виолончелистов на сцене, их тени и игра света – получилось достаточно камерно и классически. Лишь Пертту Кивилааксо периодически порывался прекратить классическую идиллию – встать и играть стоя.

После антракта к виолончелистам присоединился барабанщик Микко Сирен. Его ударная установка поражала своим видом: какие-то трубы, кастрюли, молочные бидоны и другие неопознанные, но звучащие металлические предметы создавали звук под палочками финского исполнителя.

Кроме феерической барабанной установки и игры света, никаких других декораций на сцене не было. Во втором отделении Пертту Кивилааксо и Эйкка Топпинен смогли  наконец вдоволь побегать по вместительной сцене «Крокуса» и порадовать публику, плавно переместившуюся в партер изо всех частей зала, благо охрана ещё в начале концерта предложила пересесть всем желающим поближе на свободные места. Во время второй части шоу зал уже не сидел, а стоял. На сцене на своих местах оставались лишь Антеро и Пааво. Антеро всегда вёл себя в Apocalyptica как истинный классик и не отличался перемещениями по сцене. А вот Пааво Лотьёнен провёл весь концерт в сидячем положении вынужденно — примерно в середине юбилейного тура он повредил левую ногу и играл концерты уже в специальном фиксаторе (практически гипсе), передвигаясь с помощью костылей, которые ему приносили техники. Но и с больной ногой пару раз Пааво всё же вставал и пытался играть в привычном положении.

Концерт Apocalyptica собрал не только поклонников финских струнников, но и фэнов группы Metallica. Мои соседи по залу, похоже, видели в первый раз не только финский квартет, но и виолончелистов вообще, зато отлично узнавали хиты американских рок-музыкантов и дружно спорили, когда из-за каких-то необычных вступлений и вставочек не сразу могли назвать известную композицию.

В целом всё прошло отлично: замечательный «Крокус-сити-холл», милое обслуживание, доброжелательная охрана, комфортная атмосфера, мой любимый инструмент, смена смычков, процесс натирания смычка канифолью прямо во время концерта, рвущийся конский волос, экспрессия и меланхолия – да! Финские музыканты отдали дань уважения композициям группы, которая помогла им стать известными во всём мире, а зрители оторвались, несмотря на сидячий зал, и получили положительные эмоции. Но всё же грустный получился юбилей в Москве: ни автограф-сессии для верных поклонников, ни билетов c «мит-н-гритом», ни каких-то особых розыгрышей от самой группы в их официальном русскоязычном сообществе «Вконтакте» тоже не было. А ведь русские фэны не только ездят на концерты группы в другие страны,  но даже летают на другие континенты, дарят необычные подарки… Может быть, это всё из-за санкций? И в следующий их приезд финны воздадут поклонникам по заслугам? Кто знает…

Сетлист. Первое отделение (без ударных): Enter Sandman, Master Of Puppets, Harvester Of Sorrow, The Unforgiven, Sad But True, Creeping Death, Wherever I May Roam, Welcome Home (Sanitarium). Второе отделение ударными): Fade To Black, For Whom The Bell Tolls, Fight Fire With Fire, Until It Sleeps, Orion, Escape, Battery, Seek And Destroy со вставкой – Kalinka (рус. нар. песня), Moskau (Dschingis Khan). Бис: Nothing Else Matters, One.

Юлия КАЛАШНИКОВА
Фото: Михаил Грушин
Благодарим Дарью Гаськову (концертное агентство NCA) за аккредитацию.

Общее впечатление

23 апреля 2017 г.
Москва, Crocus City Hall
NCA

Юлия Калашникова

Юлия Калашникова