Пит Зилк (Iron Savior): Титаническая работа
Ноябрь 23, 2016
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Пит Зилк (Iron Savior): Титаническая работа

Гитарист, басист и певец Пит Зилк (Piet Sielck) – интереснейший персонаж на немецкой пауэр-метал-сцене. Его можно считать представителем сразу и первой, и второй генерации метал-групп – он играл вместе с Каем Хансеном ещё в предшествующей Helloween группе Gentry, но слава основателя пауэр-метала миновала Пита – он ушёл до записи первого альбома.

Пока его экс-коллеги проходили через все круги славы и разочарования, Зилк изучал спокойную профессию звукорежиссёра и достиг в ней отличных результатов. На его счету (как ассистента продюсера Калле Траппа) – звучание классических дисков Blind Guardian, камбэк-альбома Uriah Heep «Sea Of Light» и многое другое, о чём мы редко узнаём, не заглянув в буклет. В 1996-м, однако, Пит вспоминает о своих творческих амбициях и собирает друзей в коллектив Iron Savior. Кай Хансен (Gamma Ray), Ханси Кюрш и Томен Штаух (Blind Guardian) делают первый диск бестселлером, но затем Питу приходится поддерживать реноме уже без участия звёзд. В истории группы были и взлёты, и периоды застоя, но по прошествии 20 лет ясно – Iron Saviour стали именем сами по себе. Грубый узнаваемый вокал Зилка, его манера сочинения и саунд группы узнаются «на раз», и пусть многие упрекают коллектив в предсказуемости, он всегда радует очередной пачкой душевно-мелодичных хитов на геройско-космические темы. Так было и в этот раз, и вскоре после выхода альбома «Titancraft» мы поговорили по скайпу с Питом, чтобы обсудить новый релиз, вкусы Зилка в музыке и литературе, а также предстоящие в декабре (2.12 — Петербург, клуб «Опера», 3.12 — Москва, клуб «Стерео Холл») российские гастроли Iron Savior.

В ОСНОВЕ И В ЗАПАСЕ

Поздравляю с выходом нового диска! Скажите, а когда он девятый по счету, это всё ещё воспринимается с трепетом? Или, может, вы думаете: ну вот, опять альбом выпускать, опять презентацию играть, ещё куча каких-то дел…
Да-да, именно так! (Смеётся.) По правде, нет. Все альбомы, конечно, не так уж далеки друг от друга. Все они – детища Iron Savior. С другой стороны, каждый из них создавался в какой-то конкретный период моей жизни. «Titancraft» – диск, в который я вложил много времени, сил и эмоций, и поэтому его выход – по-прежнему исключительное событие. Так было 20 лет назад, так остается и сейчас.

В «Википедии» сказано, что группа Iron Savior основана в 1996-м. Когда точно это произошло, и будете ли вы праздновать 20-летие?
Да, в 1996-м, а вот когда… (Задумывается.) Дело в том, что первый период истории группы был связан с переменами состава. А Iron Savior, который мы видим сегодня, для меня начался на альбоме «Condition Red». Конечно, и предыдущие диски являются частью истории группы, но настоящей точкой отсчета стал 2003-й, когда в команде собрались те самые люди, которые записали и новый альбом, «Titancraft». Так что мы ждем 25-летия Iron Savior, чтобы отпраздновать всё как следует.

Для вас и для других музыкантов Iron Savior сейчас – главное дело жизни или скорее воскресное хобби? Легко ли распределять время между группой и другими работами?
Да, это не всегда легко. В этом одна из причин, почему в буклете «Titancraft» вместе с именами музыкантов указаны имена их заместителей. Уве [Зееман] заменяет Яна [Эккерта, бас-гитариста], когда он занят на службе. Пизель [Йоаким Кюстнер, гитара] не всегда может ездить с нами, потому что у него много работы в качестве концертного звукорежиссёра (FOH engineer) с Gamma Ray и Helloween. В этом случае на гитаре вместо него играет Ян Бертрам.
Конечно, для нас всех Iron Savior – важное дело, но другие работы тоже имеют большое значение. Томас [Нак, барабанщик] работает в Гамбурге, играет в мюзикле пять дней в неделю. Его заменяет Сорен Текенбург. Мы стараемся играть «живьём» как можно больше, поэтому у каждого из музыкантов, кроме меня, понятное дело, есть замена. Благодаря этому в нашем графике стало гораздо больше концертов. Чтобы с этим справляться, надо правильно распределять своё время.

На «Titancraft» есть гости-музыканты, чего давно уже не случалось – наверное, со времен первого альбома. Почему вы решили, что не обойдетесь на этот раз своими силами?
Ну, участие вокалиста Фрэнка Бэка было спонтанным. Еще до присоединения к Gamma Ray он дружил с нами, и мы попросили его спеть с нами. Он любит нашу группу, мы друзья, и он с радостью согласился приехать сюда в Гамбург и записать для нас бэк-вокал.

Ещё один гость – Даниэль Гальмарини из Mercury Falling. Я работал с этой командой три или четыре альбома подряд. Когда он мне позвонил, я уже записывал ударные с Томасом [Наком]. Гальдарини спросил, была бы нам интересна фортепианная баллада. «Ну, покажи, почему бы и нет?» Он записал видео, мы с Томасом посмотрели его, пока были в студии, и песня нам тут же понравилась. И мы попросили Даниэля помочь ещё с парой треков. А баллада «Seize The Day» в итоге стала совместным творением – я кое-что добавил и сочинил тексты, но идея осталась прежней.

САМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ БАЛЛАД

Легко ли вам писать тексты?
Нет, нелегко. Я очень разборчивый человек в этом плане. Ведь я – певец, и мне предстоит задача спеть тексты так, чтобы они зазвучали. Если слова ничего для меня не значат, если я их считаю тупыми или нелепыми, то ничего не получится. Я просто не смогу это спеть! Песня должна пробудить во мне эмоцию, нарисовать картинку в воображении. Так что иногда бывает трудно произвести на свет текст для песни. Порой это занимает больше времени, чем музыка!

Что бывает сначала, а что потом?
Музыка всегда бывает первой. Иногда у меня к этому времени есть идея, о чём будет песня, представление о вокальной мелодии, иногда – даже несколько слов или строчек. Но такого, чтобы я сначала написал стихи, потом музыку, никогда не бывает.

Есть ли на новом диске тексты, представляющие то, какой вы сейчас, какие у вас взгляды на жизнь?
Конечно! Все мои тексты – о личном, и в этом диске тоже много личных размышлений. Та же самая «Seize The Day» – о том, как каждый из нас должен ценить жизнь и брать лучшее от каждого дня. Я сам человек бунтарского характера, и я люблю свою жену – об этом моя баллада «I Surrender»…

Это первая любовная баллада, которую вы сочинили?
Да, первая. Я вначале не был уверен в том, что на хэви-метал-альбоме стоит размещать песню о любви. Но сейчас я счастлив, что мне хватило духу так поступить. Получилось прекрасно, и она отлично слушается рядом с другими, более тяжёлыми вещами.

Скажите, а вы ведь давно уже женаты?
Да-да, я женат давно, у меня трое детей, но мы ведь не об этом говорим сейчас? (Смеётся.)

Я к тому, не спрашивала ли вас жена, почему это заняло так долго – написать песню о ней?
(Смеётся.) Нет! Я же хэви-метал-музыкант. Я, конечно, думал об этом и раньше, и у нас в Iron Saviour были уже баллады, но не такого плана, не о любви… Это были песни на мрачные, трагические, фантастические темы… А теперь – чистой воды лирика. Может, мне надо было 20 лет, чтобы набраться храбрости!

А кто такая Филиппа Зилк, которая задействована на альбоме? Это и есть жена?
Это дочь! (Смеётся.) Она исполнрила партии бэк-вокала. Дело было так – пора было записывать подпевки, а наш басист, Ян Эккерт, который обычно делал это вместе со мной и Фрэнком Беком, нынешним певцом Gamma Ray, вдруг заболел, не мог встать с постели. Мы могли бы записать с Фрэнком всё вдвоем, но меня осенила идея – позвать дочь! Филиппа показала себя с самой лучшей стороны. А женский голос добавил новых красок к звучанию группы. Думаю, мы и дальше будем записываться с ней.

Может, она спела бы и ведущий вокал где-нибудь?
Может быть. Когда-нибудь. Пока что у нас только Фрэнк спел кусочек основного вокала на японском бонус-треке, и всё.

Сколько ей лет?
19.

Она учится вокалу?
Нет. Сейчас она собирается изучать дизайн моды. Она творческий человек…

КОСМИЧЕСКОЕ ДОБРО

Ваша группа – одна из немногих в хэви-метал, кто основывает тексты на научно-фантастических темах. Обычно в тяжёлой музыке выбирают либо сказочные, либо социальные сюжеты… Таких, кто поёт о вселенной, не так уж много. Что вас привело к этой теме, вызывало интерес к фантастике?
Я заядлый поклонник фантастики. У меня есть подборка всего, что связано со «Звёздными войнами» – книги, видео, саундтреки, всё, что угодно. «Дюна», «Терминатор»… И в моей голове – много идей научно-фантастических историй. В 1996 году, когда я начал работать над первым диском Iron Savior, я подумал, что люди должны связывать с именем новой группы нечто большее, чем просто мою персону, личность Кая Хансена и нашу музыку. Нужна общая тема, образ, и я решил – может, мне обратиться к фантастике? Ведь никто больше этим не занимается, у нас будет нечто уникальное, почему бы и нет! И я начал сочинять свой рассказ о Железном Спасителе для первого альбома. Сюжет развивается, меняется, я не перестаю думать о подходящих вариантах продолжения, так, чтобы это было интересным. Но чисто концептуальные диски я после первых нескольких альбомов перестал записывать. В чём-то меня эта история перестала вдохновлять. Напротив, она стала ограничивать. Я понял, что начинаю использовать те же самые слова, и на «Battering Ram» у меня появились не только темы из фантастики. Они чередовались со всем, что попадало в сферу моего интереса. Но к своей саге я не охладел, и знаю, что у неё много поклонников среди наших слушателей. Поэтому мы продолжаем сочинять по две-три песни на эту тему на каждом новом диске. На «Titancraft» это заглавный трек и «Brothers In Arms».

Получается, Титанкрафт – это брат Железному Спасителю?
Э-э, не совсем. Это просто космический корабль. Но – самый огромный корабль, который способно создать человечество! C невероятной огневой мощью! (Посмеивается.)

Он за хороших или плохих?
За хороших, конечно.

Значит, Вселенная будет спасена?
Конечно. (Абсолютно серьёзно.) Вселенную спасут Титанкрафт и Iron Savior.

Вы начали рассказывать о своей любимой фантастике. Это «Дюна» и… Что-нибудь ещё? Какие книги вы любите?
Должен признаться, на меня очень повлияла немецкая фантастическая серия «Perry Rhodan», которая издается ещё с 60-х. Она выходит каждую неделю, тоненькая книжечка в 60 страниц с очередным эпизодом огромной истории. Наверное, за пределами Германии о ней не особо знают. Но я зачитывал эти книжки до дыр на протяжении многих лет… Многое в мире Iron Savior вдохновлено историями о Перри Родане. Я отправлю потом тебе то, как правильно пишется это имя.

А как насчет Рэя Брэдбери, Артура Кларка…
Конечно. Ещё я бы назвал Кевина Джей Андерсона, Фрэнка и Брайана Гербертов, и, само собой, Толкина и классическое фэнтэзи. Разумеется, и классическая кинофантастика, «Star Trek» и «Star Wars» прежде всего.

Читали ли вы Станислава Лема?
Да, читал, мне нравится атмосфера его историй. Он умеет её создавать. Но для меня его творчество – слишком уж традиционная фантастика. Идеи у него хорошие, мне нравится его философский взгляд на вещи, его рассуждения о будущем. Но если сравнивать, к примеру, с «Дюной», то его работы слишком «классические».

А мне, наоборот, кажется, мир «Дюны» чересчур огромный и запутанный…
И это мне как раз и нравится. Параллель может быть как раз с Толкином – огромный масштаб и великое множество подробностей. Это меня привлекает в книгах – когда переплетаются сотни сюжетов, когда в истории играют роль всевозможные персонажи и разные политические силы. Вот это я люблю в «Дюне». На мой взгляд, это лучший фантастический эпос всех времен!

Знаете ли вы работы русских писателей в этом жанре?
Признаюсь, у меня не было особой возможности с ними познакомиться. Так что, извини, никого не знаю. Кого-нибудь взять на заметку?

Конечно. Братьев Стругацких и Ивана Ефремова. (Короткий экскурс в «Мир полудня» и т.д.)
Интересно, спасибо!

СОХРАНЕНИЕ ЭНЕРГИИ

У меня к вам один небольшой фанатский вопрос. В 1995 году вы работали в качестве звукорежиссёра над альбомом Uriah Heep «Sea Of Light», который стал для группы одним из лучших в позднем составе. Каков ваш вклад в запись?
Моя роль была не очень велика, я записывал партии клавишных, хаммонд-органа и так далее. (Как звукоинженер, – прим. авт.) Насколько помню, работать было хорошо, атмосфера была расслабленная и доброжелательная. Каждый работал на совесть, профессионально, было много шуток, никто не вёл себя как рок-звезда, в общем, чувства остались очень хорошие. Славные ребята!

А вы не записывали бэк-вокал для альбома?
Признаться, уже не помню. Слишком давно всё это было. Да, в те времена я много занимался записью бэк-вокала в студии Калле [Траппа], но было ли это c Uriah Heep – лучше не буду говорить, боюсь соврать. (Начинаю следующий вопрос.) Погоди, я не сказал важную вещь. «Хип» были моей любимой группой с юности. Помню, как я слушал «Return To Fantasy» и не мог остановиться! И когда мне выпал шанс работать с ними над студийной записью, конечно, я был очень счастлив.

Следующий вопрос – о не самом счастливом моменте. Уже много говорилось о злополучном лейбле Dockyard 1, в котором вы участвовали. (Лейбл, основанный Питом с партнерами, прогорел, товарищи ушли, оставив Зилка с долгами, – прим. авт.) А как вообще им удалось подговорить вас на эту авантюру?
Я начал лейбл с людьми, которых знал через отца, они также работали на Noise Records, на котором я был подписан когда-то. Когда Noise Records был приобретен Sanctuary, и вся эта компания в итоге, скажем так, испарилась, они остались без дела и искали работу. А поскольку нас связывали долгие годы хорошего сотрудничества в Noise и Modern Music, я решил, что стоит с ними поработать уже в самостоятельном предприятии. Свой лейбл – а почему и нет? Хорошо, Пит, ты – музыкант, ты что-то на этом заработал, но наступят времена, когда будет трудно выходить на сцену и играть тяжёлую музыку, я ведь не становлюсь моложе! (Смеётся). Хорошо бы к тому времени иметь ещё источник дохода. Вот главная причина, по которой я решился создать лейбл.

Мне казалось, что я выбрал правильных людей. Но я ошибся, и что лучше было бы не начинать. Увы, машины времени у меня нет, чтобы всё изменить, так что… (Смеётся.)

В это же время вы начали группу Savage Circus. Помню, как я послушал первый альбом – он звучал так, будто вы решили сделать идеальный Blind Guardian. Это было великолепно, но чуточку искусственно, ведь один Blind Guardian уже есть! Какая у вас была творческая мотивация тогда?
Моя мотивация была в том, что мне очень нравится ранний… или, лучше сказать, не самый современный Blind Guardian. «Tales From The Twilight World», «Somewhere From Beyond», «Imaginations From The Other Side»… Это мои любимые диски у группы. Новые вещи – признаюсь, я не совсем от них в восторге, в них слишком много всего, слишком много музыкальной информации, и слушать их уже не так классно, как предыдущие. Да, они тоже по-своему хороши, и по продакшну, и по мелодиям, но я потерял контакт с этой музыкой. А поскольку эти чувства разделяли ещё много фэнов Blind Guardian, которым не хватало музыки в старом ключе, образовался некий вакуум. Никто не осмеливался играть в том же духе, что Blind Guardian, и это понятно – они боялись сравнений и обвинений в плагиате.
Но у нас был Томен в составе – это оправдывало нас и защищало от такой критики. Мне очень нравилось работать над проектом, сочинять песни, продюсировать альбомы. В конце концов я понял, что взвалил на себя слишком большую нагрузку. Я оказался практически единственным, кто тянул команду вперёд, и так было два альбома подряд, а к третьему ничего бы не изменилось. Энергии на эту группу у меня уже не оставалось, и я решил, что лучше сберечь её для основного коллектива, Iron Savior. На мой взгляд, это лучшее вложение сил.

ДО ВСТРЕЧИ С ГИТАРОЙ

Вы по-прежнему работаете саундпродюсером?
Да. Моя работа – это запись, продюсирование, сведение…

Много ли групп у вас в работе сейчас? Какие могут стать новыми открытиями для нас?
К слову, я очень много записывал и своей музыки, особенно в последние два года. «Titancraft», новая версия «Megatropolis», концертный DVD… А между этим я работал с немецкой командой – вы могли о ней слышать – Paragon. Отличная музыка, очень рекомендую их новый альбом! Paragon играют Ян Бертрам и Сорен Текенбург, «запасные» участники Iron Savior, – прим. авт.) Кроме того, я сводил записи клиентов, живущих за пределами Германии. Слышали ли вы о проекте Valley Doom? Его сделал парень из Скандинавии по имени Мариус Даниэльсен. Он придумал сказочную историю и собрал в работе над альбомом много отличных музыкантов. Среди них – Марк Боулс, Тим Риппер, много отличных гитаристов. Сводить запись было одно удовольствие. Послушайте обязательно! (Полностью проект называется «Marius Danielsen’s Legend of Valley Doom Part 1″, диск вышел в 2015 году, – прим. ред.)
Ох, извините, мне пора убегать, надо забрать младшую дочь из школы, так что если оставались очень важные вопросы, задавайте скорее!

Постараюсь быстро. Впереди – московский концерт, назначенный на декабрь. Как вам помнятся предыдущие концерты?
Это будет наш третий визит в Москву. Первый был в клубе «План B», второй – в «Вольте», и там всё прошло гораздо успешнее. Приём отличный, публика замечательная, и мы отлично пообщались с фанатами. Как вы знаете, после концерта мы всегда проводим время с поклонниками, фотографируемся с ними. И было удивительно, люди привозили на концерт очень личные вещи для автографа… Мы предвкушаем концерт в Москве, встречу с фэнами и, конечно, новую вечеринку!

Что вы готовите особенного для публики? Повторите ли знаменитую «Guitar Repair Song», это было круто!
(Хохочет.) Помню эту песню. Но повторяться не будем, на этот раз привезём запасную гитару! Конечно, будет пара новых вещей с «Titancraft» и много «сэйверской» классики. Всё, пардон, через пять минут дочка будет меня ждать, бегу…

Владимир ИМПАЛЕР
Благодарим Ирину Иванову и лейбл AFM Records за организацию интервью.

Владимир Импалер

Владимир Импалер