Павел Кострикин («Дом Культуры»): Дом на Поклонной
Июль 14, 2012
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Павел Кострикин («Дом Культуры»): Дом на Поклонной

Можно ли сделать так, чтобы в музыкальном магазине было уютно и тепло – как дома? Когда приходишь в «Дом Культуры», чувствуешь себя именно в своей, что называется, тарелке. Тут можно найти не только самые свежие новинки, но и разного рода раритеты, CD и винил, книги и журналы о рок-музыке, билеты на концерты и сувениры…
Впрочем, это-то как раз не редкость, а вот «живые» выступления артистов («встречи с авторами»), бар и душевную атмосферу отыщешь не везде. Обо всём этом и многом другом – наш разговор с директором магазина «Дом Культуры» Павлом Кострикиным.

Чем ты по жизни занимался до того как стал директором магазина «Дом Культуры»?
Директорствование в магазине – это скорее хобби. Не отнимает очень много времени, зато доставляет массу приятных эмоций. Назвать это бизнесом язык не поворачивается, хотя, конечно, мы стремимся к тому, чтобы это приносило прибыль. Пусть эта прибыль будет и маленькой.
А с чего вообще началось твое увлечение музыкой?
Увлечение музыкой началось как у всех – послушал что-то, понравилось… На мое детство пришлось время, когда массово появились магнитофоны. Стало возможным достать и послушать любую музыку, западную и нашу. Когда появились ленинградские рокеры, а потом движение развернулось по всей стране, увлечение больше сконцентрировалось на советской музыке. Но, конечно, неофициальной. При этом сам нигде не играл и даже толком не пробовал.
Сколько лет уже существует магазин? Расскажи о его концепции.
Магазин существует с 2006 года. Автором идеи стал знаменитый рок-деятель и независимый издатель Олег Коврига. Ему казалось, что необходимо, в том числе и для его издательства, иметь музыкальный магазин, где можно и повстречаться, и пообщаться, и диски купить. Правда, со временем Олег отошел от этой идеи, но мы знамя не уронили и продолжаем его нести. Концепция же очень простая: когда-то было такое замечательное место – старая Горбушка, так называемый Клуб филофонистов, базировавшийся стенах и возле Дома Культуры имени Горбунова. Собственно, там собиралась вся музыкальная тусовка Москвы. И совершенно не обязательно для того, чтобы что-то купить. Люди просто ездили как на работу каждые выходные – пообщаться, увидеть других хороших людей, выпить водочки под памятником Ленину… Это было удобное место для встречи, потому что Ленин среди людского моря слегка возвышался. И эта концентрация большого количества хороших людей давала совершенно незабываемую атмосферу. Понятно, что в таком маленьком магазине ее не возродишь, но попытка и цель именно таковы.
Почему именно «Дом культуры»?
Название придумал наш сотрудник Игорь Каргин. Мы проводили даже что-то вроде голосования, и «Дом Культуры» всем понравился. Интересно, что вторым по рейтингу было название «Предатель». Оно нам показалось очень концептуальным, но потом мы решили, что в районе Поклонной горы, где собираются ветераны, это кто-нибудь может неправильно понять.
А сейчас является ли музыкальный магазин такой «точкой сборки»? Или все уже давно сидят по домам и слушают музыку в айфонах?
Понятно, что большие магазины, и на Западе и в Москве, свой век отжили. Человек приходит в огромный двухэтажный супермаркет, музыку на прилавках он всё равно найти не может, ищет ее на терминале, опять не находит… Затем ему приходит в голову простая мысль: а зачем я вообще сюда пришел, когда можно было всё заказать в Интернете и курьер привез бы в удобное время в красивой упаковке? Кстати, в Америке ведь физические носители отнюдь не так себя плохо чувствуют, как в России. Если заглянуть в чарты продаж, то диски продаются десятками миллионов экземпляров в год, и падение продаж достаточно небольшое, два процента в год. Другой вопрос, что почти все они продаются путем заказов по сети. Поэтому «музыкальные супермаркеты», по сути, обречены.
А маленькие клубные магазины на Западе существуют. Я в такие заходил неоднократно. Там своя публика, продавец тебя встречает как родного, с ним всегда есть о чём поговорить, и люди действительно приходят не только что-то купить, но и перекинуться парой слов, что-то послушать… Нам удалось уговорить друзей открыть в магазине небольшой барчик, так что посетители могут выпить чашку кофе или кружку пива, перекусить, и всем это нравится.
С какими сложностями пришлось столкнуться за эти годы работы магазина?
Трудности на самом деле в основном технические и вполне объективные. Нам хочется иметь в магазине, как ни пафосно это звучит, всю хорошую музыку на русском языке, которая когда-либо выходила в Советском Союзе и в России. Ее, в общем-то, не так уж много, и не вся она сейчас доступна. Несмотря на это, у нас очень большое количество позиций, и грамотно наладить их учет, чтобы продавец мог быстро найти нужную пластинку, оказалось не так просто. Это рутинные вещи, не так уж интересно ими заниматься, но приходится. А всё остальное – это скорее удовольствие.
Есть ли какая-то избирательность в выборе того, какими дисками торговать? Почему вы делаете акцент именно на русский рок, русский андеграунд?
Тут две причины. Во-первых, мы это любим, во-вторых, есть четкое понимание, что мы можем быть практически единственным в России магазином, где человек может найти всё в этом, как я уже сказал, не таком уж широком секторе хорошей, «правильной» музыки. У кого-то может возникнуть вопрос, как мы определяем – правильная музыка или неправильная? Это, конечно, абсолютное дело вкуса, и мы не выставляем жесткие форматы. Ну, допустим, какая-то часть советской эстрады, безусловно, является поп-музыкой. Но если у людей есть определенная ностальгия, и музыка эта сделана качественно, почему бы и ей не быть представленной? Другой пример – для современных групп иногда сложно провести грань между современным роком и, допустим, шансоном. И мы здесь не придираемся особо – мол, неформат! Стараемся быть максимально демократичными. Это всё-таки рок-н-ролл, а не армия!
При этом вы отказались от западного репертуара?
Да, полностью.
Продукция каких лейблов представлена в магазине?
У нас есть вся продукция лейбла «Геометрия», потому что у нас с этим лейблом родственные связи. Думаю, это тема для следующего интервью (смеется). Понятно, что все релизы «Геометрии» сразу появляются в «Доме Культуры». Иногда даже прямо из типографии, еще теплые, приезжают они в магазин, где их могут сразу приобрести особо возбужденные поклонники. Так было с альбомом «Аукцыона» «Юла», который реально один вечер продавался только в «ДК», и за ним выстроилась очередь, что было приятно, не скрою. Дружим мы с издательствами «Выргород», «Отделение Выход», «Снегири», «Навигатор», «Союз».
Насколько, по-твоему, «ДК» к близок к идеалу музыкального магазина?
Мне бы хотелось думать, что «ДК» – это как раз идеальный магазин, или, скажем, самый лучший из того, что сейчас есть в России. Но и нам есть к чему стремиться. Думаем расширить и культурную программу, тем более что музыкантов, поэтов, художников, желающих принять участие в наших воскресных встречах, уже больше, чем мы можем «вместить» в отведенное время. Все расписано на полтора-два месяца вперед. Так что, возможно, выделим еще один день.
Расскажи подробнее о встречах с авторами. Кто придумал эту идею и кто формирует программу? Состав выступающих довольно эклектичен (от Юлии Теуниковой до «Коррозии Металла») – почему?
Вот тут автора идеи сейчас и не вспомнишь. Как-то достаточно случайно она всплыла. Первая встреча у нас состоялась уже достаточно давно – с лидером группы «Джа Дивижн», это было 1 апреля 2007 года. Встреча прошла достаточно интересно – на ней публики не было вообще. Пришел Гера Моралес, был продавец, был я, были Олег Коврига и тогдашний директор магазина Вова Терех. Гера был достаточно удивлен, зачем его вообще позвали, и тем не менее мне показалось, что сделать первый блин совсем уж комом неправильно. Поэтому я практически насильственным методом решил встречу всё-таки провести. Мы с Гербертом встали за сцену-прилавок, остальных посадили на табуреточки, и я взял у Геры что-то вроде интервью. Он рассказал про новый альбом, получилось интересно, и мы поняли, что искра в этом мероприятии есть. После этого всё покатилось само собой. Всё чаще музыканты звонят сами, говорят, что готовы выступить, презентовать диск.
Что касается репертуара, то мы стараемся вообще не выдвигать никаких вкусовых требований. Бывает так, что выступают авторы, которые нам не близки лично, но это нормально, и если у них есть своя аудитория, если это правильная, умная, интересная музыка, то почему бы ей и не звучать у нас? Всегда вспоминаю этот принцип: пусть цветут все цветы. Единственное требование, которые мы выдвигаем всем авторам – это чтобы был повод, имелось какое-то издание, может и не сиюминутно вышедшее, но в каком-то обозримом прошлом. Публика должна иметь возможность не только познакомиться с автором, но и приобрести его диск, получить автограф. Надо продвигать музыку в массы и в физическом смысле.
Чье выступление лично на тебя произвело наибольшее впечатление? Кого бы хотелось пригласить из «музыкантов мечты»?
Насчет личного впечатления… После той самой первой встречи долго свербила мысль: как же так, почему же такой хороший музыкант, как Гера Моралес, так у нас никем и не был увиден? Спустя пару лет пригласили его на закрытие сезона, и получилось совершенно феноменально. Он играл, я не побоюсь этого слова, божественно, и в зал волной шла теплая энергетика, которая есть в регги. До сих пор вспоминаю светлую атмосферу того выступления. А кого пригласить… У нас, наверное, процентов 80 интересных музыкантов уже и были. Хотелось бы просто под гитару послушать Кинчева, потому что у него есть интересные сольные или полусольные выступления, в записях они известны. Хотели бы, наверно, у себя видеть Олега Скрипку, он тоже сольно очень интересен.
Недавно вы присоединились к западной традиции празднования Дня музыкального магазина. Многие западные музыканты выпускают к этому дню специальные релизы. А какие акции были заготовлены у вас?
У нас было действительно интересно. День независимого музыкального магазина отмечается во всем мире в третью субботу апреля. Мы уже второй или третий год пытаемся эту традицию поддерживать и распространять. Всю неделю мы проводим разные акции, устраиваем сюрпризы для покупателей, а ближе к выходным приглашаем музыкантов. То есть примерно то же, что обычно, только в концентрированном виде.
В этом году был у нас Ник Рок-н-ролл, нечастый гость в Москве. Он был удивительно мил с публикой, общался и крайне интересно рассказывал. Так что кто не был, попробуйте посмотреть в Интернете запись, увидите, как было здорово.
У магазина оригинальный внутренний дизайн и цветовое решение – кто их разрабатывал?
С одной стороны, мне приятен вопрос. С другой – красно-черное цветовое решение, ну, может быть, с какими-то металлическим вставками, не такое уж оригинальное для рок-музыки. «Черно-красный мой цвет, но он выбран, увы, не мной…» В данном случае цветовая гамма была выбрана мной, а некоторые элементы дизайна привнесла совладелица нашего бара Татьяна Лукашева, которая профессионально занимается дизайном. Зону бара она раскрашивала практически своими руками в стиле раннего советского конструктивизма.
Ваша «фирменная» фишка на концертах – самовар с водкой и корзина пирожков. С водкой всё понятно, а вот кто печет пирожки?
Кстати, с самоваром и водкой может быть не всё понятно, особенно молодой публике (смеется). Собственно, это аллюзия на альбом «Аукцыона» «Чайник вина». А что касается пирожков, то просто хотелось развить русскую тему – водка, пирожки… Мы долгое время пирожки покупали в ближайшей школе: это было очень удобно, недорого, и мы понимали, что школьников уж точно не отравят. Школу, к сожалению, закрыли, так что иногда мы делаем бутерброды с салом, но и пирожки по особо торжественным случаям делаем – есть пара знакомых, которые их пекут.
Как ты считаешь, можно ли сегодня в принципе сегодня зарабатывать музыкой, или это возможно только с помощью спонсорских вливаний? Как сегодня выживать музыканту и магазину?
Я убежден, что музыка, наверное, во все времена была не самым хлебным бизнесом. Бывают, конечно, исключения, когда музыканты, особенно попсовые, сильно богатеют. Правда, я думаю, что их, так сказать, богатство достаточно сильно преувеличено. Это такие понты, которые положено иметь музыканту поп-культуры. Или культуры хип-хопа: по закону жанра – золотая цепь, тачка и т. д., может быть, у человека гроша за душой нет, но он будет из себя изображать крутого и богатого. Но, тем не менее, я как человек, занимающийся этим бизнесом, считаю, что музыка может и должна приносить пусть небольшую, но прибыль. Скажу больше: по-моему, не должно быть такой ситуации, когда спонсор или меценат дает музыкантам деньги, и они за это играют. Может быть, всё это благородно, но в какой-то мере и обидно. Если музыка настолько невостребована, что ее невозможно продать и, скажем, окупить студию, или заработать себе на жизнь, то может быть, ей и не место в этом мире. Но проблема в том, что у самих музыкантов нет ни навыков, ни душевного стремления заниматься музыкой как бизнесом. Этим должен заниматься директор. Если он у группы есть, то значит, она зарабатывает, как минимум, на жизнь. Если его нет, или он непрофессионален, значит, будут проблемы и с творческой реализацией.
Ну и напоследок: ваши творческие планы?
Если говорить о планах именно магазина «Дом Культуры», не могу не упомянуть, что этим летом мы впервые принимаем участие в таком интересном и знаковом мероприятии, как «Пикник Афиши», который пройдет 21 июля в парке Коломенское. У «ДК» будет своя площадка на Маркете, где можно будет купить все представленные в магазине диски.

Елена САВИЦКАЯ
Владимир ИМПАЛЕР
Благодарим Дмитрия Кошелева (http://www.domkultury.su/) за помощь в проведении интервью.

Владимир Импалер

Владимир Импалер