Крис Спеддинг (Chris Spedding): Ключ к роману
Февраль 2, 2014
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

Крис Спеддинг (Chris Spedding): Ключ к роману

Многие ли сегодня знают и помнят, кто такой Крис Спеддинг? Человек, пробовавший свои таланты в диапазоне от рокабилли до Sex Pistols, талантливый гитарист и обаятельный джентльмен, Крис и сегодня продолжает активно выступать и создавать новые проекты.

Он мог бы попасть в десятку лучших гитаристов планеты, но, как сходятся во мнении все работавшие с ним музыканты, Крису просто не повезло… И теперь Спеддинга часто называют самым известным гитаристом из тех, о ком вы никогда не слышали. Конечно, до тех пор, пока не раскрыли этот номер журнала.
За 50 лет в рок-н-ролле Крис Спеддинг успел сыграть вместе с огромным количеством музыкантов. В начале 70-х вместе с Энди Фрейзером он был мотором группы Sharks, гастролировал с Roxy Music, после чего работал с Джоном Кейлом и Роем Харпером. А вместе с Майклом Бэттом и его группой музыкальных комедиантов The Wombles Спеддинг виртуозно играл на Flying V, будучи с головы до ног одет в пушистый костюм персонажа The Wombles (героя популярного телесериала). Прошло всего пару лет, и Крис уже улыбался со сцены, затянутый в кожу, с зачесанными назад напомаженными волосами и дерзким взглядом. Тогда, в 1975-м, его песня «Motorbikin’» вошла в британский «Top-20». Тогда же он продюсировал Sex Pistols, участвуя в записи трех их треков – «Problems», «No Feelings» и «Pretty Vacant».
При этом Крис Спеддинг не сбавлял темпов своей активной сессионной деятельности, работая с Джеффом Уэйном, Дэнни Гэттоном, Брайаном Ферри, Элтоном Джоном, Брайаном Ино и даже Томом Уэйтсом. Он играл с Полом Маккартни и снимался с ним и его женой Линдой в кино (в фильме «Give My Regards To The Broad Street»). Особым вниманием хочется отметить творческий союз Спеддинга с импозантным героем рокабилли Робертом Гордоном. Даже сейчас, когда им обоим уже около 70, они выходят на сцену с улыбкой и энергией 20-летних мальчишек.
В свое время Брайан Зетцер говорил, что идея создать Stray Cats пришла ему в голову именно после того, как он увидел выступление Гордона и Спеддинга и был поражен их стилем, харизмой и тем, что Крис вытворял на своем оранжевом «Гретше». Этот случай – один из очень многих, описанных в книге Кимберли Брайт «Гитарный герой, который не хотел быть гитарным героем» («Chris Spedding: Reluctant Guitar Hero»).
Легко ли за 15 минут обсудить с таким человеком всё то, что давно хотелось у него спросить? Конечно, нет, но и короткий разговор с Крисом Спеддингом – невероятное путешествие во времени. А началась беседа с вопросов о только что отгремевшем «звездном джеме», завершившем французский фестиваль «Guitare en Scene». В этом году Спеддинг не просто принимал в нём участие, но и был его куратором.

Увидеть вас на одной сцене со Стивом Морсом, Висенте Амиго и Ули Джоном Ротом – настоящий подарок! А вам самому понравился «звездный джем»?
О, было замечательно! В этом выступлении было очень много спонтанного, как это и бывает в джемах. Ведь мы смогли порепетировать все вместе только сегодня утром. До самого выхода на сцену мы всё время что-то меняли, стараясь сделать программу более запоминающейся. Но я всё равно до конца не знал, чего ждать от этой затеи. Мне хотелось собрать такой сет, где все бы взаимодействовали друг с другом, чтобы у каждого была возможность сыграть соло и создать диалог, а не просто исполнять песню за песней. И мне кажется, что у нас получилось!
Это было нечто уникальное – история, создаваемая на наших глазах. И люди мгновенно это почувствовали.
Да, я тоже заметил, что все в зале были в восторге! Особенно в той части сета, где Висенте Амиго играл в диалоге со Стивом Морсом. Это ведь большая редкость – услышать такого гитариста, мастера фламенко-гитары, на одной сцене с рок-группой. Он не сразу согласился на это! Сомневался, что это будет хорошо и его присутствие там будет уместно. Мы тоже не были до конца уверены, что из этого получится. Я так рад, что он всё-таки вышел на сцену! И я видел, что зрители тоже оценили неповторимость этого момента.
Да, похожее чувство было у меня в прошлом году, когда я увидела вас на одной сцене с Уэйном Крамером, Джоном Полом Джонсом и Робертом Гордоном. Это тоже был исторический момент…
Да-да, мне тоже запомнилось наше выступление в прошлом году!
А чем еще вы сейчас занимаетесь? Гастролируете сейчас с Робертом Гордоном?
Сейчас нет, мы уже какое-то время не делали ничего вместе. У каждого из нас сейчас много разных проектов. В свое время мы довольно много выступали вдвоем… Возможно, через несколько лет мы повторим наш совместный тур, может, даже в следующем году. Но пока в нашем творческом союзе всё тихо, и каждый занимается своими проектами.
Я сейчас выступаю вместе с Энди Фрейзером, басистом из Free. Он недавно открыл совсем новый талант – молодого гитариста Тоби, пишется с «и» на конце (Tobi Earnshaw). Ему всего 19, а поет и играет он и правда замечательно. Энди решил выпустить его пластинку на своем новом лейбле McTrax. Так что мы с Энди выступаем в поддержку Тоби и помогаем ему раскрутиться. Энди играет песни из репертуара Free, я играю какие-то свои вещи, и Тоби тоже играет свой материал. Преимущественно этим я и занят в настоящий момент.
Надеюсь, что мы с Энди еще много чего сделаем вместе. Мы же с ним когда-то были в одной команде. Это было в 70-е, группа называлась Sharks. (Вспоминает.) Да, точно, это было в 1972-м, и Энди пробыл в ней только полгода. Дальше я 40 лет ждал, когда он снова позвонит мне. И он позвонил! Энди отличный басист, пишет классные песни, и очень здорово, что мы стали снова играть вместе. Надеюсь, мы с ним сделаем много новой музыки.

Вы уже два раза выступали на «Guitar en Scene». Собираетесь ли в следующем году?
Не знаю, меня ведь и так звали уже два года подряд! Я очень рад был сыграть, но теперь время двигаться дальше!
А что сегодня вас вдохновляет, чтобы двигаться вперед?
Да в общем то же, что и всегда. Мне интересно выступать перед людьми, играть на сцене, записывать пластинки. Мне всегда это нравилось. Что же до того, что я слушаю, тут мои вкусы не изменились. Мне всегда нравилось слушать музыку 50-60-х, раннего Элвиса, джаз 30-40х годов. Всё это радует меня по-прежнему.
Не хотелось ли вам записать диск каверов на свои любимые мелодии 30-40-х или 50-60-х годов?
Да это уже столько раз делали, помимо меня! И если честно, не многим удается из старых любимых песен сделать по-настоящему хороший и самоценный музыкальный продукт. Я предпочитаю переслушивать оригинальные записи (смеется). Да, здорово играть любимые песни, потому что тебе они нравятся. Но это вовсе не значит, что другим захочется слушать то, как ты их исполняешь! В общем, я за то, чтобы слушать старые оригинальные записи, а не каверы. Правда, и старинные кумиры меня иногда удивляют. Очень редко, но попадаются исполнители, которые находят какой-то раритет, никому неизвестную мелодию. Вот Рай Кудер так делал. Возьмешься слушать его альбом и думаешь, что там все песни его, а на самом деле, он где-то раскопал традиционные напевы, которые никто не знает. Но он их исполняет очень свежо, в своей оригинальной манере. Мне это очень импонирует. Раскапывать такие вот неизвестные вещи и потом играть их – вот это по мне!

Вы ведь наверняка думали о том, чтобы записать все те удивительные истории, что случались с вами и вашими друзьями за много лет, что вы на сцене?
Вообще-то нет. Мою биографию за меня уже написали. Книга вышла несколько лет назад («Chris Spedding: Reluctant Guitar Hero» авторства Кимберли Брайт). А раз кто-то уже ее написал, значит, у меня уже нет необходимости писать о своей жизни самому. Я могу потратить это время на что-то более интересное. Тем более что автор работала над книгой в сотрудничестве с моими друзьями и коллегами. Так что моя история была рассказана не мной самим, а теми, кто был все эти годы рядом. Мне кажется, что это придает написанному больше объективности. Получается менее предвзятое мнение, чем если бы я сам писал о себе. И мне такое описание моей жизни нравится куда больше! В общем, я считаю, мне очень повезло, что нашелся человек, который проделал всю работу над книгой обо мне за меня! (Улыбается.)
А вы сами что читаете?
О, я читаю очень много всего! Мне очень нравятся биографии, исторические романы, вообще книги по истории.
Но ведь у вас были идеи как-то совместить литературу и музыку?
Конечно, были. Мне нравится жанр roman a clef. Знаете такое французское выражение? Это произведение, в котором автор описывает события, происходившие с ним и вокруг него, но намеренно изменяет имена героев и некоторые обстоятельства. Дословно это переводится как «роман с ключом». Видите, это аллегорическое произведение, чистая правда, но рассказанная героями в масках. Была у меня мысль написать такую книжку. А что еще делать, когда есть столько историй, которые я не могу вот просто так рассказать начистоту. Просто потому, что эти люди всё еще живут и здравствуют (смеется). Но что-то мне кажется, что даже если я изменю имена и обстоятельства, всё равно будет понятно, о ком я писал.

Может, все-таки осуществить задумку, но пока не публиковать или написать под псевдонимом?
Да, это мысль! (Смеется.) Опубликовать через некоторое время и под псевдонимом. Но думаю, и так догадаются. Ведь столько интересных историй было! Много чего и друзья мне рассказывают такого, чем потом не можешь запросто поделиться со всеми. Посмотрим… Но пока мне точно следует помалкивать обо всём этом.
Если смотреть ретроспективно на все написанные песни, что вам самому ближе всего? И какие моменты вашей музыкальной карьеры вам сейчас кажутся наиболее яркими?
Ну, как показала практика, испытание временем выдержали только несколько песен. Ясное дело, хитов не может быть много. К тому же, тебе приходится играть то, что людям нравится. Вот меня попросили сыграть на «звездном джеме» на фестивале всем полюбившуюся мою вещь «Guitar Jamboree». Говорят, она очень хорошо подходит к самой идее джема легендарных гитаристов. Так и есть – она хорошо прозвучала в нашем сете.
А вообще я не очень-то большой любитель оглядываться назад. Надо смотреть в будущее. Мне очень нравится, что люди покупают мои пластинки и слушают мою музыку. Если они и дальше будут покупать мои диски или DVD с концертов, то не забудут обо мне. Но я не зацикливаюсь на этом. Как только я заканчиваю работу над одним альбомом, я иду дальше, стараюсь даже особо не переслушивать свои прошлые пластинки. Как я могу оценить, было ли хорошо то, что я написал 15 лет назад?! Я написал это тогда, а теперь у меня уже совсем другие мысли в голове. Пусть люди, которые слушают мои песни, сами выбирают, какой альбом им нравится больше. У меня нет времени жить прошлым, я иду вперед!

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора.
Благодарим Терри Баррэ (Guitar en Scene Festival) за организацию интервью.

Катерина Межекова

Катерина Межекова

Похожие публикации

Извините, публикации по вашему запросу не найдены.