Алексей Архиповский: Желание быть искренним
Декабрь 21, 2011
Владимир Михайлов (118 статей)
Поделиться

Алексей Архиповский: Желание быть искренним

За плечами у Алексея Архиповского – училище имени Гнесиных, работа в Смоленском русском народном оркестре и Государственном Академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной. Но наибольшую известность Алексей получил как сольный исполнитель.

С головой окунувшись в омут концертной жизни в 2002 году, музыкант сразу привлек к себе внимание публики на фестивале «Мамакабо». Дальнейшее было делом времени. Как в калейдоскопе, замелькали многочисленные концерты и фестивали в России и за рубежом. И вскоре, с легкой руки музыкальной прессы, за Алексеем Архиповским прочно закрепилась репутация «Паганини русской балалайки». И, надо сказать, вполне заслуженно: то, что музыкант творит с балалайкой, – непостижимо и заставляет по-новому взглянуть на возможности этого инструмента, которому, оказывается, подвластны любые стили: от фольклора до классики, от блюза до фламенко и от джаза до рока.

На днях в этом смогли убедиться и во Владимире, где российский балалаечник-виртуоз выступил в рамках гастрольного тура с программой «Дорога домой».
Незадолго до начала концерта Алексей Архиповский встретился с прессой. Музыкант был немногословен, словно приберегая эмоции для концерта.

Вы играете на балалайке все – от фольклора до джаза. Насколько нарочита такая эклектика?
Для меня это совершенно естественно. Все эти жанры, стили всегда присутствовали в моей жизни, и иногда они выплывают в виде каких-то намеков. Специально я не преследую цели играть именно джаз или рок.
Ваши выступления состоят из стопроцентных заготовок или есть место и импровизации?
Процент импровизации довольно мал, если вы имеете в виду спонтанную импровизацию. Самая лучшая импровизация – это заранее подготовленная. На концерте будет два отделения. В первом – знакомство с балалайкой и показ неких ее граней – смешных, веселых и серьезных. Второе отделение более сокровенное – это меньше касается непосредственно балалайки, а больше лично меня.
Насколько вам важна ответная реакция зала?
Если мы все – я и зал – вместе погружаемся в себя – это тот результат, которого я бы хотел добиться.
Как вам удалось найти баланс между техникой, визуальной составляющей и собственно музыкой?
Для меня это единое пространство. Техника исполнения служит не для того, чтобы просто что-то изображать, а лишь помогает переживать некие состояния.
Сколько нужно посвятить времени, чтобы добиться такой легкости в пальцах?
Для меня это не самоцель. Может, раньше, когда я еще был «небольшого творческого роста», это и было важно. Когда я принимал участие во всевозможных конкурсах, в этом присутствовала некая толика спорта, азарта – хотелось как-то необыкновенно сыграть, быстро и технично. Потом эта тема перестала меня трогать, потому что возникли темы более интересные.
Например?
Музыка. Ощущения, которые она дает. Я просто играю и жду, пока балалайка подскажет мне интересную тему. Когда я поставил на инструмент звукосниматель, он, фактически, стал полуакустическим – это изменило его возможности, изменило его мир. Я удивлен, почему до сих пор нет балалаечников, которые пошли бы за мной. Путь отрыт.
В основе ваших композиций (если я правильно понял их эмоциональную основу) слышится отчетливый и яркий образ детства –- как вы смогли пронести это сквозь года?
Я, наверное, понимаю, о чем вы говорите. Это даже не столько детство, а скорее желание быть искренним.
Поделитесь самыми яркими впечатлениями детства, связанными с музыкой?
Первым моим музыкальным переживанием, наверное, был звук моря. Я родился в городе Туапсе на черноморском побережье, и он меня просто уносил куда-то, во сне какие-то хоры чудились. Потом отец, которой играл на аккордеоне по праздникам «Дунайские волны» или какие-нибудь вальсы, пробудил во мне желание попробовать самому. Я истерзал весь диван мехами баяна, но, когда пошел в музыкальную школу, оказалось, что я маловат для этого большого инструмента. Тогда и возник интерес к миру струнных.

Общение без слов
В назначенный час концертный зал имени Танеева был умеренно заполнен.
На сцену Алексей Архиповский вышел стремительной походкой и без лишних слов приступил к игре. Забегая вперед, отмечу, что за все время выступления он ни разу не перемолвился с залом, но об отчуждении между артистом и публикой не было и речи. Алексей общался с нами не голосом, но музыкой и мимикой.
Вот он, играя трогательную мелодию, с жалостливым лицом протягивает в зал руку, словно бы за подаянием, а вот жестами показывает, как «взлетают» и «падают» ноты…
Все первое отделение на расположенный в глубине сцены экран проецировалось изображение с камеры, которая была направлена на музыканта. Но чаще Архиповского показывали не в полный рост, а только его руки – с порой неуловимой даже для ока камеры скоростью порхавшие по грифу. Зато для тех, кто не понаслышке знаком с балалайкой, это стало своеобразным мастер-классом, поскольку какие именно приемы игры использует мастер, можно было наблюдать воочию в реальном времени.
Словно пародируя гитарных виртуозов, Алексей, не переставая играть, закидывал балалайку за спину, с запредельной скоростью бил по струнам, щипал и даже кусал их!
Звук, пропущенный через эффекты (в основном реверберация и дилэй), то лился сверху весенним дождем, то хохотал, как Арлекин, то летал, словно шмель, сбежавший от Римского-Корсакова.
Разбавляя авторскую музыку цитатами из классики и фрагментами популярных мелодий из кинофильмов, Архиповский умудрялся, не снижая темпа, периодически отстукивать оный на корпусе балалайки. Вот уж, воистину, такого виртуоза (да простят меня все прочие заслуженные мастера) филармония еще не видела! При этом за набором отрепетированных до автоматизма приемов не терялась сама музыка, которая, усиленная заоблачной техникой маэстро, лилась со сцены, пробуждая в душах людей вихрь всевозможных эмоций.
Неудивительно, что по окончании каждой композиции – аплодисменты не стихали по нескольку минут. А Алексей, словно бы удивленный восторгом публики, делал вид, что уж он-то здесь не при чем, а во всем «виновата» балалайка, и только она…
…Во втором отделении – экран убрали, а сам маэстро сменил цветную рубаху на черную обтягивающую водолазку. Сменился и общий тон композиций. Ярмарочная удаль отошла в тень. Музыка обрела еще более притягательную силу, всколыхнув в душе самые потаенные глубины генетической памяти.
Погружение в себя, о котором говорил Алексей Архиповский – состоялось, это было ясно по замершим, словно задумавшимся о чем-то важным, людям, внимавшим сложным и тонким переходам от одного полутона к другому…
Поразительно, как музыкант, смело взяв на вооружение достижения музыкальной культуры современности – этого плавильного котла, в котором смешалось искусство сотни разных этносов – смог создать что-то изначально славянское, без всего этого привычного мусора в виде сложившихся штампов и, казалось бы, неизбежного лубка!
«Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский», – говорил некогда Рерих. Исконно русское звучит во всем, что играет Архиповский, теперь могу добавить я.

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото автора.
Опубликовано на информационном портале г. Владимир «ВИП Новости 33»:
http://www.vipnovosti33.ru/news/view/7462

Владимир Михайлов

Владимир Михайлов