Йостейн Смебю (Arabs In Aspic): Запахи, вкусы и сны
Январь 17, 2017
Алексей Евдокимов (126 статей)
Поделиться

Йостейн Смебю (Arabs In Aspic): Запахи, вкусы и сны

Норвежский прог-коллектив с причудливым названием Arabs In Aspic собрался еще в 1997-м в Тронхейме. Вскоре музыканты перешли от каверов к собственному репертуару, объединяющему влияния классиков прогрессива и хард-рока. По отзывам критиков, ранние релизы были скорее в духе «саббатоидного» тяжелого рока, затем был перерыв в деятельности, смены состава, а прорывным для группы стал альбом «Strange Frame of Mind» (2009), выпущенный под вывеской «Arabs In Aspic II».

Релиз показал, что еще одним ярким именем на «ретро-проговой» сцене стало больше. Яркий хаммонд, проникновенное пение, многослойные подпевки и яркая мелодика заставляет вспомнить прежде всего Uriah Heep, их характерную смесь арт- и хард-роковых влияний, тяжести и легкости. В составе группы в этот момент были гитарист/вокалист Йостейн Смебю (Smeby), клавишник Стиг Арве Йоргенсон, барабанщик Эскил Нюхус и басист Эрик Паулсен (участник норвежской авант-метал-группы Atrox). Следующие два релиза, «Pictures in a Dream» (2013) и новейший на сегодня «Victim of Your Fathers Agony» (2015), подтвердили класс группы. Оба – на итальянском культовом лейбле Black Widow Records. Повод для давно запланированного материала о группе. На наши вопросы ответил основатель группы Йостейн Смебю.

Jostein Smeby, vocals/guitar

Здравствуй, Йостейн! Прости, что отвлекаю от записи материала, но у нас неотложное дело! Ведь это первое интервью Arabs in Aspic для российского издания. Группа известна благодаря своей яркому, прогрессивному и живому тяжёлому року, который, скорее, характерен для солнечной Италии, чем для суровой Норвегии. Как сформировалось это звучание?
Получилось всё очень просто: мы решили играть такую музыку, которую сами любим, и не следовали моде. Мы любим пластинки и хотели пополнить наши коллекции, сформировавшиеся за пару десятков лет, новыми отличными альбомами. Наши песни – зеркало всего, что нас вдохновляло в прошлом. Да, эта музыка не характерна для Норвегии. Я, кстати, думаю, что она не особо характерна для Европы вообще… Мы играем классический тяжёлый рок с элементами прогрессива и психоделии. И мы звучим так, как если бы записывались 45 лет назад. Мы даже специально используем старое, классическое роковое оборудование.

У Arabs in Aspic яркие не только песни, но и обложки альбомов. Они как-то связаны с историями ваших песен?
Да! На счастье, мы знакомы с очень талантливой художницей. Юлия Прошовска всегда слушает нашу музыку и только потом берётся за работу, опираясь на тексты и настроение песен. Она мастер мирового масштаба! Графическая часть наших работ очень важна для нас. Поэтому мы постоянно обмениваемся с ней идеями. Но я стараюсь чересчур не вмешиваться, ведь она художник, а я музыкант…

Eskil Nyhus, drums.

Для прогрессивного рока характерно использование клавишных, вот и у вас в арсенале есть хаммонд-орган, терменвокс, пианино Rhodes и меллотрон. Насколько важно для группы такое разнообразие?
Мы берёмся за все инструменты, которые нам необходимы для создания определённого настроения. Rhodes, хаммонд и меллотрон для нашего звучания жизненно необходимы. Мы могли бы отлично исполнять нашу музыку в составе пауэр-трио, но тогда мы были бы «слишком нормальными». Опять же, мы стараемся использовать инструменты, относящиеся к золотой эре рока.

А как часто приходится обновлять оборудование? И где всё это добро хранится?
Ну… Мы уже 20 лет собираем высококлассные инструменты, поэтому что-то новое покупаем не часто. Хотя трудно пройти мимо хорошего микрофона, гитары, усилителя, клавишных или винтажных ударных, когда ты их по-настоящему хочешь.

У группы есть своя студия?
Да, все этапы записи проходят в нашей студии. Принцип работы не нов – что-то рождается в ходе совместных импровизаций прямо на месте, что-то кто-то приносит из дома. В студии мы обычно стараемся записываться вживую, а огрехи поправляем уже потом. Мы сами записываем, микшируем и продюсируем наши песни, правда, на мастеринг отдаём уже в чужие руки.

Erik Paulsen, bass

Ты говорил, что вы уже приступили к работе над новыми песнями Arabs in Aspic. Я правильно понимаю, что вы уже пишите новый альбом?
Совершенно верно, он уже в работе. У нас хватило бы песен и на несколько дисков, но архиважнейшая цель на сегодня – записать полноформатный альбом до конца этого года. Мы начали эту сессию в студии с записи двух кавер-версий, просто чтобы выстроить звук… Это были “In the Court of the Crimson King” и “Oh, Darling”. На данный момент всё идёт отлично, так что скоро рассчитываем выложить что-нибудь в сеть.

То есть почти всё готово?
Почти. Для некоторых песен я полностью записал свои партии гитары. Как я говорил, мы записываем всё вживую. Хотя, бывает, начинаем с ударных, а потом слушаем, что получилось. Но чаще всего мы дорабатываем все мелочи практически сразу после того, как закончим с основной частью. На финальной стадии мы иногда отдельно добавляем гитарные соло и прочие «красивости».

Stig Arve Jorgenson, keys

Какая роль в вашей музыке отводится вокалу?
В группе три вокалиста, это смертельное оружие… Раньше мы настраивали гитары пониже, когда хотели выпустить своего зверя, теперь мы поём на все голоса или как-нибудь странно кричим.

И о чём вы обычно кричите в Arabs in Aspic?
В первую очередь, мы стараемся писать тексты, которые заставляют слушателя шевелить мозгами. Так что их интерпретация – это личное дело каждого. Мы оставляем за слушателем право решить, кто он на самом деле.
А так на сочинение текстов меня вдохновляет буквально всё. Новости, люди, искусство, запахи, вкусы или сны. Я шагают навстречу своим идеям и впитываю, прорабатываю их. Правда, иногда от изначальной задумки почти ничего не остаётся, и песня превращается в нечто самостоятельное, далекое от оригинальной идеи.

А когда ты отчётливо понял, что хочешь быть рок-музыкантом? Вообще насколько реально такой группе как ваша, и в такой благополучной стране как Норвегия, жить только музыкой?
Верю, что мы могли бы зарабатывать нашей музыкой, но стать профессиональными музыкантами… нет, это не вариант. У нас жёны, дети, семьи, а Норвегия – очень дорогая страна. А прогрессивный рок – это музыка для настоящих ценителей музыки, не для большинства. Если бы мы изначально были нацелены на объёмы продаж, то нам пришлось бы играть музыку, которую мы не любим. Это не наш профиль.

Залог успешной работы любой группы, особенно прогрессивной – крепкий состав. Как вы направляете процессы внутри группы?
В нашей группе очень эффективная «химия». Мы поддерживаем друг друга, но каждый из нас также знает свою роль. Мы много джемуем, всегда охотно прорабатываем наши идеи, но я не скажу что у нас демократия. Эта форма правления не годится для тех, кто играет рок. Да, мы стараемся быть демократичными, но без глупостей. Кто-то должен принимать решения. Кто-то должен сделать работу, иначе работа не будет сделан.
Я пишу львиную долю материала. Я тщательно прослушиваю все результаты наших джемов и смотрю, что с этим можно сделать. Я также пишу вокальные мелодии и тексты. Стиг отвечает за вокальную поддержку. Ещё я записываю и микширую композиции и вношу изменения, если парням что-то не по вкусу.

В Arabs in Aspic можно услышать эхо Black Sabbath, Deep Purple, King Crimson, Yes… Есть, на твой взгляд, тут и другие, менее очевидные влияния?
Мы – это зеркало нашего прошлого. Все любят The Beatles! Я люблю краут-рок и разный странный прогрессивный хэви со всех уголков земного шара, особенно «урожая» 1970-1973. Но все в группе слушают разную музыку. Эрик и Стиг больше склонны к прогрессивному року, чем я, мне с Эскил больше нравится что-нибудь потяжелее и попсиходеличнее. Например, Mountain с Лэсли Уэстом, Феликсом Паппаларди и Корки Лэйнгом.

Доктор, откуда у вас такие картинки?

Есть ли какие-то конкретные музыкальные формы, с которыми ты предпочитаешь работать?
Я часто пишу музыку, основанную на мелодии, риффе или даже куплете, который неожиданно приходит мне в голову. А так я блюзовый гитарист… Иногда я ловлю себя на мысли, что играю какую-нибудь банальность…

Насколько внимательно ты следишь за критикой в адрес Arabs in Aspic? Важно ли тебе, как посторонние люди характеризуют твои песни – прогрессив, хард-рок или что-то ещё?
Конечно, мы читаем отзывы. Это помогает нам понять самих себя. Но… я же пишу свою музыку, чтобы пополнить коллекцию пластинок, это моя основная цель. Обычно на наши альбомы приходят положительные отзывы. Мне понравилось, что как-то раз нас сравнили с Wolfmother на стероидах (смеётся).

Последний альбом Arabs in Aspic “Victim of Your Father’s Agony” больше раскрыл индивидуальность группы. На нём, скажем, отчётливее проявилась ваша харизма…
В этот раз мы больше импровизировали. Мне кажется, это сближает участников группы. В рецензиях альбом хвалят, и мы счастливы.

Название диска звучит громко, амбициозно… Что ты вкладывал в эти слова?
Мы не любим давать ответы на такие вопросы. Пусть это остается на откуп слушателю… Что ты сам думаешь? Закованный в цепи, в руинах знания, жертва агонии своего отца! Ставь парус и держи курс к их резне, постарайся спасти их одной лишь левой рукой. «Fat lap, one hand clap. Sell it all with a bunch of crap!» (Слова одной из песен, – прим. авт.)

Я всё-таки считаю, что нашим читателям больше интересен твой ответ, а не мои интерпретации. Если тексты для тебя – такое личное дело, зачем их озвучивать прилюдно?
Мои тексты направлены на то, чтобы слушатель думал. Я никому не хочу говорить, что делать, как жить. Как говорится в песне с альбома “Pictures in a Dream”: «В чём смысл моего существования, если ты видишь только себя? Какой прок сидеть и грустить о том, чего не получить? В чём смысл твоего существования, если я говорю тебе, что делать? Живи своей жизнью, воплощай мечты, ты звезда, я завидую тебе!» (пер. авт.)

Вернемся к “Victim of Your Father’s Agony”. Как долго вы работали над этой записью? Альбом производит впечатление целостной, тщательно продуманной работы.
Что-то было взято из нашего «банка идей», что-то мы придумали уже в студии. Непосредственно запись велась пять недель, но куча времени отняли разные мелкие доработки и микширование. Так что на всё про всё ушло в итоге почти полгода. Плюс, сверх того, не будем забывать про мастеринг и печать тиража. Словом, давай запишем, что один год! (Смеётся.)
Но надо сказать, что песня “One” была записана ещё в 2007-м. Мы готовили её во времена альбомов “Strange Frame of Mind” и “Pictures in a Dream”, но всё никак не могли привести в порядок. Нам нравится исполнять её на концертах, но в студии она нам обошлась очень дорого, мы потратили массу времени… Но в итоге она готова!
И, кстати, Arabs in Aspic всегда гладко работают в студию. Мы почти не спорим, мы играем музыку (Смеётся.)

Почему ты решил назвать одну из песен “The Turk and the Italian Restaurant”?
Потому что в Норвегии всеми итальянскими ресторанами заправляют турки! Вот почему! (Смеётся.) Этакий Монти Пайтон… Но не могу сказать, что мне нравится пища, которую они там готовят.

Как далеко вы путешествовали с группой? В каких странах Arabs in Aspic наиболее востребованы?
Любители прогрессивной музыки во всём мире жаждут лицезреть нас! Мы выступали в Канаде, Франции, Италии, Швеции и Норвегии… Но мы пишем музыку не для того, чтобы ездить в туры. Мы просто семейные люди, которые любят музыку, так что мы отклоняем многие из приглашений выступить за границей. Нас устраивает статус отличной студийной группы, которая известна своей музыкой, написанной под влиянием золотой эры рока. Но если нас приглашают на хороших условиях, представляют качественное оборудование, то мы соглашаемся!

Ты чувствуешь признание Arabs in Aspic в Норвегии?
Поклонники такой музыки покупают наши пластинки. А вот популярные СМИ обходят стороной.

Йостейн, ты чувствуешь, что делаешь мир лучше своей музыкой?
Уж свой мир я точно делаю лучше! (Смеётся.) Я ведь работаю учителем музыки, поэтому имею основания считать, что создаю противовес той паршивой популярной музыке, которую активно продвигают телевидение и пресса.
Мы знаем, что наши альбомы и концерты обычно получают положительные отзывы, так что мы вносим в мир некоторое разнообразие. Если людям понравилась наша музыка настолько, что они начали читать тексты песен, изучать обложку альбома, тогда я просто непомерно счастлив!

Алексей ЕВДОКИМОВ
Вступление — Владимир Импалер.
Фото — официальный сайт Arabs In Aspic.
Благодарим Массимо Гасперини (Black Widow Records) за организацию интервью.

Алексей Евдокимов

Алексей Евдокимов