Семьдесят витков Тони Хилла
Декабрь 8, 2013
Пётр Кулеш (48 статей)
Поделиться

Семьдесят витков Тони Хилла

8 декабря Тони Хиллу, английскому гитаристу и вокалисту, исполняется 70 лет. Сам виновник торжества к своему юбилею относится вполне безразлично: «Всего лишь ещё один виток вокруг Солнца». В его долгой жизни было многое – и большие надежды, и грандиозные разочарования, периоды плодотворной работы и «потерянные» десятилетия.

Вспоминать о прошлом Тони не любит – «ничего хорошего там не было». Так это или нет – судите сами.

Тони Хилл был одним из тех британских мальчишек, которые в какой-то момент захотели «стать не Элвисом, а Хэнком Марвином». Как и многие другие, в середине шестидесятых он перебрался из родного города (в случае Тони это был портовый Саут-Шилдс) в Лондон, где в составе группы The Answers записал песню собственного сочинения «It’s Just A Fear» (1966), ныне считающуюся классикой фрикбита.

The Answers “It’s Just A Fear”

В том же 1966-м он вошёл в состав группы «психоделических пионеров» из калифорнийского городка Риверсайд – The Misunderstood. Именно появление Тони в этой команде (и в качестве инструменталиста, и в качестве соавтора) придало музыкальным экспериментам «Неправильно Понятых» законченную форму психоделических шедевров. При его участии в сентябре 1966-го были записаны шесть композиций, в том числе легендарная «I Can Take You To The Sun», в финале которой Тони сыграл соло на акустической гитаре.

The Misunderstood “I Can Take You To The Sun”
Слева направо: Рик Моу (ударные), Рик Браун (вокал), Гленн Кэмпбелл (стил-гитара, на переднем плане), Тони Хилл (гитара), Стив Уайтинг (бас).

В начале 1967-го в результате рокового стечения обстоятельств группа The Misunderstood прекратила своё существование. Тони больше года был не у дел, пока не присоединился к ещё малоизвестному тогда Дэвиду Боуи, чтобы играть на акустической гитаре в его проекте Turquoise (1968). Однако сотрудничество с будущей мегазвездой продолжилось всего несколько недель, после чего Тони собрал, наконец, собственную команду – High Tide.

High Tide “Death Warmed Up”
Слева направо: Питер Павли (бас), Роджер Хэдден (ударные), Саймон Хауз (скрипка), Тони Хилл (гитара).

С оригинальным составом группы Тони Хилл выпустил два альбома – «Sea Shanties» (1969) и «High Tide» (1970). В то время, на рубеже семидесятых, музыканты по большому счёту оказались непонятыми – настолько необычным был интенсивный, тяжёлый и вязкий саунд, основанный на сверхскоростной дуэли сильно «фуззованой» гитары и электроскрипки, настолько сложными оказались композиции, сочетавшие элементы прогрессива и психоделии. Однако сегодня оба альбома имеют культовый статус.
Семидесятые, восьмидесятые и бóльшая часть девяностых оказались для Тони «потерянным временем». Сначала сказалось злоупотребление ЛСД, потом прописанное врачами успокоительное – валиум. Даже спорадические записи и выход нескольких альбомов ничего не меняли по сути.

Tony Hill’s Fiction “Don’t Want To Talk About It”
Тони Хилл (гитара), Сид Фаррелл (ударные), Дин Холт (бас).

Прежнюю форму Тони Хилл обрёл лишь в начале нового века, выпустив с помощью Ника Саломена и Эйда Шоу (из Bevis Frond) блестящий сольник «Inexactness» (2001) – в лучших традициях High Tide. После чего собрал новую группу, Tony Hill’s Fiction, игравшую, пожалуй, ещё тяжелее и быстрее, чем её предшественница. Выпустив два «самиздатских» CD – «DNA, The Brain, The Universe» (2002) и «Brain Dance» (2004), группа прекратила своё существование под равнодушными взглядами рекорд-лейблов. В начале 2006-го состоялись последние сессии Tony Hill’s Fiction, и с тех пор Тони Хилл не предпринимает в музыке ничего серьёзного. Хотя гитару не забросил и иногда джемует со знакомыми музыкантами.
«Удивительно, – говорит Тони, – что я до сих пор играю, и что ту музыку, которую я делал в The Misunderstood и High Tide, люди до сих пор любят и получают от неё удовольствие».
И коль скоро Тони не любит говорить о себе, дадим слово его друзьям и коллегам.

Дин Холт, басист Tony Hill’s Fiction:
«Тони действительно уникальный музыкант – так как он, не играет больше никто. Это «зафуззованная» психоделическая гитара – в самом лучшем виде, какой только может быть! Тони играет сверхинтенсивно, насыщенно, без остановок. Он пытается (и у него это получается!) сыграть большое количество нот самым сложным образом на максимальной скорости. Он настолько быстро и незаметно переходит от аккордов к соло, что создаётся ощущение, будто бы играют два гитариста одновременно. Он может перейти от мелодичного пассажа к почти что маниакальному, диссонирующему импровизационному фрагменту и вернуться обратно безо всяких усилий. Играть с ним было большой школой и большим удовольствием».

Рик Браун, вокалист The Misunderstood
«Тони Хилл был способен за одну ночь превратить The Misunderstood из просто эксцентричных чудиков в профессионалов. Это было большой удачей – иметь возможность сочинять и записывать песни вместе с Тони».

Стив Уайтинг, басист The Misunderstood
«Те несколько песен, по которым нас в основном знают – лондонские сессии – являются прямым результатом «второго рождения» The Misunderstood, произошедшего с приходом Тони.
Его незаурядные способности в игре на гитаре вместе с творческим вдохновением, которое он привнёс в нашу группу, помогли нам достичь того, о чём мы раньше и не мечтали. К тому же то обстоятельство, что у нас в команде был «английский парень», вызывало больше доверия со стороны простых британцев.
Взаимодействие Тони с Гленном Кэмпбеллом, нашим стил-гитаристом, было феноменальным. Казалось, он всегда мог сыграть в песне – в каждой песне – именно то, что нужно».

Гленн Кэмпбелл, стил-гитарист The Misunderstood:
«Это было волшебство – играть вместе с Тони в The Misunderstood. Мы могли плыть по извилистому течению нашей музыки вместе, одновременно «вписываясь» в каждый её поворот. Это было, говоря без преувеличений, уникально. С тех пор я поработал со многими замечательными гитаристами, но ни один из них не обладал этим особенным свойством. Тони настолько органично сочетал свои партии с моими, что слушая сейчас наши старые записи, мне приходится сосредоточиться, чтобы понять, кто же из нас играет тот или иной фрагмент.
Он прекрасно работал в команде. Тони не просто слушал – он слышал».

Пит Павли, басист High Tide:
«С Тони всегда было приятно работать, хотя его музыку и нелегко было играть – но этим-то она мне и нравилась! Я всегда знал его как хорошего друга, доброжелательного и с прекрасным чувством юмора».

И под конец несколько поздравлений и пожеланий:

Рик Браун: «Я люблю Тони и поздравляю его с семидесятилетем!»
Стив Уайтинг: «Я люблю Тони как брата. Кто бы мог подумать тогда, много лет назад, что мы достигнем такого возраста? Но вот мы здесь, и я хочу пожелать ему всего хорошего в связи с этой круглой датой».
Гленн Кэмпбелл: «Тони семьдесят? Не могу поверить… Все должны любить этого парня! Мы его любили в шестидесятых и по-прежнему любим. Пусть Господь окружит его хорошими людьми и хорошей музыкой».

От всей души присоединяемся к поздравлениям, и надеемся, что ещё настанет день, когда невысокий старик с длинными седыми патлами выйдет на сцену, подключит свой красный Gretch Jet Firebird к маленькому усилителю, и задаст такого жару, что мало не покажется никому!

ПЁТР КУЛЕШ
Автор выражает сердечную благодарность Дину Холту, Рику Брауну, Гленну Кэмпбеллу и Стиву Уайтингу за помощь в подготовке материала.

Пётр Кулеш

Пётр Кулеш